Найти тему
Милый лингвист

Особенности работы со студентами 40+

В первую очередь хочется отметить, что я восхищаюсь теми людьми, которые не перестают учиться. Неважно, сколько им лет: 20, 30 или 60, на мой взгляд, учиться никогда не поздно.
Изображение journey-l с сайта Pixabay
Изображение journey-l с сайта Pixabay

Я работаю с людьми разных возрастов и в этой статье хочу написать о некоторых особенностях работы с данной возрастной группой, а также поделиться своими советами и наблюдениями.

1. У таких учеников меньше мотивации.

Скорее всего, у них другие приоритеты: семья, работа, бизнес, что угодно, и учеба, а именно изучение языка, зачастую, уходит на второй план. Я стараюсь прописать с такими студентами цели и план, которого мы будем придерживаться, возможно с небольшими погрешностями. Если мы сильно отклоняемся от плана, то я советую взять перерыв, определиться с приоритетами, и , либо продолжить сотрудничество, либо прекратить, потому что я не люблю терять ни свое, ни чужое время и, если заниматься по настроению или когда есть свободное время, то польза от таких занятий, увы, стремится к нулю.

2. Неуверенность в себе.

У взрослых гораздо больше зажимов, чем у детей и подростков, многие из них не уверены в своих способностях. В таких случаях, я стараюсь много хвалить, за любую мелочь, за каждый шажочек вперед. Это важно и помогает не сдаваться и не бросать на полпути. Также, я не цепляюсь за каждую ошибку, а исправляю только те, которые затрудняют понимание общей идеи. Мне хочется разговорить человека, а не заставлять его думать каждый раз перед тем как произнести одно слово.

Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay
Изображение Gerd Altmann с сайта Pixabay

3. Обсуждение чего-то не по теме на русском языке.

Пожалуй, мое самое «любимое». Мне всегда интересно узнать больше об учениках, об их жизни, интересах, это помогает выстраивать занятия основываясь на том, что им близко. Но некоторые студенты скатываются к обсуждению чего-то совсем не по теме и совсем не к месту, и к тому же на русском языке, тем самым сливая драгоценное время урока. В таких случаях я стараюсь вежливо сказать, что давайте попробуем сказать все тоже самое, только на английском. Мы ведь за этим здесь собрались, не так ли?

4. Если они старше вас, то они мудрее.

Они могут знать, как вам лучше преподавать. Если ученик говорит о том, что ему что-то не нравится в моем подходе, и он знает, как лучше, то в таких случаях я стараюсь прислушиваться к пожеланиям студента, найти более гибкий подход, но только тогда, когда критика объективна. Например, если студент лучше запоминает слова, выписав их себе в тетрадь, а не в приложении на телефоне, то стоит позволить ему это делать. Ну а если он хочет только читать и переводить тексты, то стоит объяснить ему, что, для того, чтобы освоить иностранный язык, нужно развивать и другие речевые навыки. Важно пробовать найти компромисс.

Изображение ElisaRiva с сайта Pixabay
Изображение ElisaRiva с сайта Pixabay

5. Многим из них сложно фантазировать и они не знают, что им нравится.

Я сторонник того, что занятия должны пересекаться с интересами ученика, тогда они будут приходить на уроки с горящими глазами и быть готовыми обсуждать интересные им темы, но вот у многих взрослых работа, семья и быт настолько захватили все пространство, что они просто забыли о том, что им нравится делать в свободное время, которого у них нет. Изучение языков у многих взрослых ассоциируется с уроками в школе, то есть, что дали, то и нужно учить, а на самом деле учеба может и должна быть интересной, особенно если это индивидуальные занятия.

В таких случаях, приходится выуживать информацию наводящими вопросами. Вот вроде бы готовить интересно, можно найти что-то по теме кулинарии, а вот вчера на статью наткнулся/ась о кругосветном путешествии, можно подыскать что-то подобное на английском. Стоит проявлять больше креативности, чтобы снова разжигать интерес к занятиям, да и к жизни в целом.

И, напоследок, терпение, терпение и еще раз терпение. Работа преподавателя это непростой труд и сложности могут быть в работе с любой возрастной группой. Но мы умеем находить подход к людям, иначе мы не занимались бы тем, чем занимаемся :)