Приветствую вас на своем канале - я Ольга, логопед и мама четверых детей. Делюсь опытом и практикой в профессии и материнстве. Со мной можно проконсультироваться, меня можно спросить. В комментариях могу не заметить, чтобы наверняка - пишите на почту ollivaria79@gmail.com
Есть период в жизни человека, когда испытывать эмоции и общаться - его практически единственное дело. Это возраст от примерно трёх недель до 7-8 месяцев жизни. Это - ведущая деятельность. Тот корень, из которого вырастает все остальное - мышление, речь и другие высшие психические функции.
Впрочем, я немного забежала вперёд. К эмоциональному общению со значимым взрослым - а именно так и называется эта ведущая деятельность - тоже надо ещё подобраться. И для развития этой деятельности - тоже нужна база, тоже нужен корень.
Эмоциональное общение со значимым взрослым возникает примерно в 3 недели жизни. Но до 3 недель же тоже что-то происходит? Происходит удовлетворение базовых потребностей. Еда, сон, физический комфорт .
Младенец кричит, как будто его убивают. Его крик всегда одинаков - голоден ли он, больно ли ему, мокрый, холодно, непривычные внеутробные ощущения, напугали руки, хочет спать... Он хочет удовлетворить свои физические потребности как можно скорее, больше ему ничего не нужно. Эти вроде бы разные потребности с точки зрения новорожденного можно объединить в одну большую ПОТРЕБНОСТЬ - чтобы как в утробе .
Слышать биение сердца матери, пребывать в ограниченном пространстве, в тепле, темноте и с беспрерывным поступлением питательных веществ. Все, что разрушает привычную картину мира - вызывает крик. Этот крик можно расшифровать как "Не так, как я привык! Опасность! "
И ближе к трем неделям жизни ребенок вступает на первую важную ступень - его крик становится дифференцированным, а сонная желудочная улыбка находит адресата - другого человека. Ребенок голодный - крик один, мокрый - крик другой, испугался - крик третий. И это уже - первая дифференцировка эмоций. Это - вступление на этап первой ведущей деятельности - ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СО ЗНАЧИМЫМ ВЗРОСЛЫМ.
А теперь вопрос - встречали ли вы детей трёх, пяти, семилетнего возраста, не вышедших даже на стадию эмоционального общения? Не говоря уже о предметной деятельности и игре - видах деятельности, идущих следом? Детей, находящихся во вполне солидном возрасте лишь на этапе удовлетворения базовых потребностей? Дефектологи и логопеды таких детей точно встречали.
Это разные дети, как разные и двухнедельные младенцы. Одни из таких детей довольно благодушны и тихи, другие - скандальны и гиперактивны. Объединяет их одно - они не коммуницируют, не понимают речь, не смотрят на людей, не интересуются их деятельностью.
Поскольку перед нами уже не трехнедельный младенец, его развитие идёт вперед, как может. Пытается сформироваться предметная деятельность - и ребенок выкладывает ряды и надолго зависает, крутя верёвочку. Но нет использования предмета по целевому назначению, не формируется замещающая функция предметов. Пробивается игра - и ребенок может бесконечно катать туда-сюда машинку. Но это и все. Речи нет, разумеется. И понимания речи тоже нет. Либо крик, либо блуждающая неопределенная улыбка, как у спящего новорожденного. Такие дети редко смеются и плачут, если вообще умеют это делать. И если такой ребенок впервые не закричал, а заплакал, со слезами - это шаг вперёд, а вовсе не повод для паники.
Аутизм? Не обязательно. Бывает все проще и одновременно страшнее.
До аутизма мы ещё доберёмся, аутизм - это состояние, когда ребенок НЕ МОЖЕТ коммуницировать, но сегодня расскажу про состояние, когда ребенок изначально, от рождения, коммуницировать способен, и рад бы заняться своим непосредственным возрастным делом - да вот со значимым взрослым не сложилось .
Прежде всего это сиротская история. Социальное, или фактическое, не важно. Факт, что дети из детских домов, родившиеся здоровыми, впоследствии всегда отстают в физическом и психическом развитии на 2-3 года минимум, а в худшем случае дают картину тяжелейшего практически жизнеугрожающего состояния. При, напомню, изначальном здоровье !
В детдомах нет здоровяков, и нет гениев. Потому что - всего лишь нет значимого взрослого. Того единственного, которому гулить и улыбаться. И сразу же ребенок не видит смысла жить, хотя, конечно, он так себе не формулирует. Он просто не растет, не развивается, не говорит.
Кто не смотрел фильм "Джон" - посмотрите. Беременным не советую, правда. Чистая документалистика, отстраненное наблюдение - и до мурашек жутко смотреть, что творится с ребенком, оставшимся без значимого взрослого всего на пять дней. Как он уходит в себя, как меняется даже его походка.. .
А про аутизм - в следующий раз. И про многое другое.