Найти в Дзене
ПолитОс

Борьба за Америку подходит к финишу. Что хорошего запомнить?

Президентские выборы, которые Соединенные Штаты ожидают в начале ноября, станут одними из самых важных в истории страны. Исход поединка республиканца Дональда Трампа с претендентом от демократов, бывшим вице-президентом Бараком Обамой Джо Байденом остается неопределенным, однако опросы более или менее благоприятствуют второму из них. Каково окончательное решение? И какова Америка сегодня, когда мы говорим об этом? Вот о чем весь этот текст. Судя по многочисленным дискуссиям, в которых я либо непосредственно участвовал, либо был свидетелем, большинство чехов имеют очень четкое представление о Соединенных Штатах Америки. Видят ли они их как "страну свободы" и "великую демократию за океаном", за которую исторически благодарны, или наоборот, как страну, от которой нужно держаться подальше в своих собственных интересах. Эта вторая точка зрения растет в нашей стране в последние годы, как естественно, так и в контексте внутриполитических событий в США, и мы в этом отношении не являемся исключ
Фото: Моника Козуб
Фото: Моника Козуб

Президентские выборы, которые Соединенные Штаты ожидают в начале ноября, станут одними из самых важных в истории страны. Исход поединка республиканца Дональда Трампа с претендентом от демократов, бывшим вице-президентом Бараком Обамой Джо Байденом остается неопределенным, однако опросы более или менее благоприятствуют второму из них. Каково окончательное решение? И какова Америка сегодня, когда мы говорим об этом? Вот о чем весь этот текст.

Судя по многочисленным дискуссиям, в которых я либо непосредственно участвовал, либо был свидетелем, большинство чехов имеют очень четкое представление о Соединенных Штатах Америки. Видят ли они их как "страну свободы" и "великую демократию за океаном", за которую исторически благодарны, или наоборот, как страну, от которой нужно держаться подальше в своих собственных интересах. Эта вторая точка зрения растет в нашей стране в последние годы, как естественно, так и в контексте внутриполитических событий в США, и мы в этом отношении не являемся исключением. Но то, что объединяет большинство людей в Европе, - это чувство, что они понимают Америку и знают ее, в то время как они считают американцев "идиотами", которые ничего не знают о Европе и все еще хотят говорить о ней.

На самом деле, возможно, нет ничего более далекого от истины. Вам нужен конкретный пример? В то время как европейцы в основном возмущены или удивлены тем, что многие американцы не могут найти отдельные, возможно, даже крупные европейские государства или назвать их столицы, и рассматривают это как одно из доказательств их ограниченности, американцы вообще не заботятся о таких вещах. Более того, правда заключается в том, что европейцы знают Америку не намного лучше. Когда я из своих студентов-старшекурсников в течение долгой канторской карьеры неоднократно спрашивал, где в США штат Вашингтон, подавляющее большинство из них "с суверенным доверием" размещалось на северо-восточном побережье страны; таких примеров поразительного невежества я мог бы привести немало. В этом отношении европейцам и американцам просто не в чем упрекнуть.

Другая, более серьезная вещь-это непонимание того, насколько велики и особенно разнообразны Соединенные Штаты. Это не столько их площадь, сколько квадратные километры (3. в мире после России и Канады), ни по численности населения (3. самый густонаселенный в мире после Китая и Индии), но как раз о таком разнообразии. Не то чтобы у нас из Европы не было вашего опыта – северяне из Швеции во многих отношениях почти "другой вид" по сравнению с греками Восточного Средиземноморья, хотя все они граждане Европейского союза; но в то же время они являются гражданами разных государств, и поэтому их различия как-то естественно понимаются и осмысливаются.

В Америке мы имеем противоположный мат не только в том, что Бостонский или нью-йоркский интеллектуал с одной стороны и погонщик скота из Аризоны или из Техаса с другой стороны являются жителями одного штата со всеми вытекающими отсюда последствиями, но и в том, что говорит на общем языке, отсутствие которого является, кстати, одной из вещей, эффективно препятствующих созданию европейской федерации или европейского "сверхгосударства", о котором мечтает политическая элита в Брюсселе, в Страсбурге, в Париже или в Берлине. Региональные или социокультурные различия между гражданами американской федерации, делающими так-общий язык, федеральное правительство и флаг несмотря на это-не менее велики, а может быть, даже больше, чем между вышеупомянутыми "трудолюбивыми и высоко сберегательными", в основном протестантскими шведами и "ленивыми, непутёвыми" православными реками (как одно из любимых европейских клише). Соединенные Штаты Америки могут быть просто намного больше по сравнению с Европейским союзом, чем с одним европейским государством. Это то, что необходимо помнить при оценке их истории и настоящего.

Важной частью дискуссий о прошлом, настоящем и будущем Соединенных Штатов является "с незапамятных времен" также проблема меньшинств и иммигрантов. Белые американцы являются в США все еще явно непочечной этнической принадлежностью (чуть более 73 %), за ними следуют афроамериканцы (около 13 %), азиаты (менее 4,5 %) и затем следующая раса; в эти цифры входит менее 15% латиноамериканцев или латиноамериканцев, которые отчитываются перед одной из вышеупомянутых рас (чаще всего белой). Для текущей и будущей тенденции очень важно знать, что латиноамериканцы являются самой быстрорастущей группой населения США, что обусловлено как их высокой рождаемостью, так и высокой (легальной и нелегальной) миграцией, особенно в южные штаты Американского союза (Аризона, Калифорния, Нью-Мексико, Техас и отчасти также Юта), в которых они будут в течение ближайших двух десятилетий составлять большинство населения.

Этот факт закономерно отражается на местной и национальной политике – например, успех бывшего губернатора Флориды Джеба Буша или Флоридского сенатора и кандидата в президенты Марко Рубио был обусловлен, в частности, тем, что они, соответственно, являются двуязычными, а потому принимают за латиноамериканское меньшинство. Но речь идет не только о южных штатах Союза – даже в нью-йоркском метро уже довольно давно, для многих чехов и даже европейцев удивительно, много важных надписей, причем не только на английском, но и на испанском языках. Поэтому неудивительно, что после победы Барака Обамы над Миттом Ромни на президентских выборах в 2012 году большинство политических комментаторов пришли к выводу, что если республиканцы сосредоточатся на завоевании голосов у этнических меньшинств, то они не смогут в будущем ни на каких президентских выборах победить. Триумф Дональда Трампа, который последовательно апеллировал в первую очередь к "потерянным белым избирателям" с 2016 года, хотя это мнение сильно ставится под сомнение, но лишь временно; о среднесрочной, а тем более долгосрочной перспективе следует упомянуть комментаторам истины; подтверждение их тезисов-лишь вопрос времени.

Еще одна важная вещь, необходимая для понимания политических событий в Соединенных Штатах, - это религия. Из во многом атеистической Чехии мы привыкли, что Вера играет в жизни людей и особенно в политике слишком важную роль, даже если они находятся в Европе, за исключением стран с небольшим или меньшим (Чехия), конечно, даже стран с большим (Польша, Ирландия) влиянием религии и церквей в политике. В Соединенных Штатах это абсолютно критический вопрос. Джордж Буш-младший победил на президентских выборах 2004 года не только потому, но и из-за своего перехода из беспечного алкоголика в непьющего потенциального морального лидера страны, который произошел под влиянием его жены Лоры, соответственно, в результате "перевода" его из Епископальной церкви (Епископальной церкви в Соединенных Штатах Америки) в ее Объединенную методистскую церковь (Объединенную методистскую церковь). Для американцев превращение Буша было не только правдоподобным, но и похвальным во всех отношениях, поэтому многие отдали ему свои голоса.

Демократ Билл Клинтон (в должности 1993-2001 годов) преуспел на двух президентских выборах за перемены в немалой степени на том основании, что как давний член баптистской церкви (Southern Baptist Convention) добился в ходе кампаний превращения в неотразимого "первосвященника", а точнее на свою "овцу" этого в обществе в целом уважаемого положения. О важности поддержки белых евангелистов для нынешнего президента Дональда Трампа, помимо всего прочего, учитывая его поддержку движения За жизнь, нечего и говорить – без них он никогда бы не стал главой государства. А если говорить о религии, то многое говорится об официальном девизе Соединенных Штатов Америки, который гласит: "Мы верим в Бога! ("На Бога Уповаем!"), который был установлен законом 1956 года и подписан тогдашним президентом-республиканцем Дуайтом Дэвидом Эйзенхауэром (занимал этот пост с 1953 по 1961 год).

Мезианство, то есть убеждение многих американцев, будь то политики (в основном), но и ряд "обычных" граждан, что они здесь, чтобы спасти мир, является еще одним фактором, который на президентских выборах следует учитывать, однако он значительно слабее, чем это было раньше. В частности, прагматичный Дональд Трамп, который навязывает пароль или лозунги "Америка прежде всего" ("America First") и" давайте сделаем Америку еще раз великой " ("Make America Great Again"), не может быть слишком подозрительным к нему – может быть, в отличие от Джорджа Буша – младшего-вид чрезвычайно зависел от распространения демократии и общего благосостояния в мире. С этой точки зрения я считаю нежелание большинства европейских государств-членов НАТО вкладывать по меньшей мере два процента ВВП в оборону крайне неестественным и, возможно, опасным. На самом деле, если бы именно Трамп в ноябре был переизбран, я уверен, что это то самое, что приходит в связи с трансатлантическим альянсом его партии очень рано выступить, и гораздо более решительно, чем раньше.

Я пишу о сегодняшней предвыборной Америке и о том, как воспринимается ситуация у нас дома, я должен упомянуть еще одну вещь. У многих чехов, да и не только у них, кто в последние годы в США привык летать, складывается впечатление, что страна хорошо известна. Но-по вине пешеходного моста! Нью-Йорк, Флорида, Калифорния и национальные парки-это не Соединенные Штаты, точнее, это только их небольшая, очень специфическая часть. Чтобы понять, что такое США на самом деле, и о том, как получить какие голоса должны преследовать американские политики с национальными амбициями, необходимо прокатиться и познакомиться также с севером страны и особенно со Средним Западом и Западом, то есть Висконсином, Огайо, Айовой, обеими Дакотами, Теннесси и Техасом, а также Невадой, Орегоном, Вашингтоном, всеми этими часто отдаленными и богом забытыми местами, которые во многих случаях все еще выглядят как в знаменитом фильме Линча "Дикий в сердце" ("Wild at Heart") 1990 года.

Это и есть настоящая Америка, и эти избиратели со своим видением, мировоззрением и восприятием мира, со своими желаниями, представлениями о своей стране и о мире, даже со своими предрассудками должны соблазнять кандидатов в президенты ожесточенной борьбой. В связи с этим читателям я настоятельно рекомендую посмотреть на карты, показывающие результаты отдельных выборов – во многих случаях, потому что одна партия занимала узкую прибрежную полосу к востоку и к юго-западу, а вторая сторону центра или "отдыхала"; конечный результат так часто зависел от так называемых колеблющихся штатов, т. е. об исходе в штатах, где победитель не предрешен (Аризона, Колорадо, Флорида, Айова, Мэн, Мичиган, Огайо, Пенсильвания, Техас и Висконсин). Прибыль неприметного Огайо, где это "всего лишь" 18 голосов выборщиков, таким образом, не раз имела и снова может стоить больше, чем голоса от наступления Великой Калифорнии с 55 волителями; Дональд Трамп и Хиллари Клинтон могли бы, конечно, что каждый, после своей долгой истории.

Факторов, которые будут играть в этом ноябре, просто много, включая те, которые до сих пор не имели большого значения. Что я имею в виду? Например, возможный массовый пересчет голосов, который может быть результатом близких оценок, официальных протестов и большого количества "корреспондентских голосов", судебных заявлений в отдельных штатах и из Верховного Суда США (как в 2000 году). Или нежелание проигравшего признать победителя и связанные с этим потенциальные беспорядки в крупных городах. Америка, в некотором смысле, действительно почти в состоянии войны, так что этого будет достаточно, я боюсь, совсем немного…

Давайте не будем забегать вперед. До выборов еще остается много времени, в течение которого будет так или иначе развиваться коронавирова кризис, в результате чего также возникнет безработица и экономика, пройдут – коронавирус здесь, коронавирус там – предвыборные митинги и теледебаты, которых так мало, что предполагается, что Трамп своим "бульдожьим стилем" "уничтожит" хрупкого и менее агрессивного Байдена (или через планку и себя сломает), не говоря уже о каком-то другом возможном, пока неизвестном "факторе Икс" (первым был как раз коронавирус). Кто знает. Тем временем, однако, ключевая политическая тема этого года, конечно же, будет затронута еще много раз.