Найти тему
БлогеркаОбоВсем

Освещение при фотосъемке | характеристики света

Свет является основой фотографии, без света нет самого фото. Это самое главное выражение фотографа, ведь слово фотография произошло от слов фото и графо, означающих рисование светом. Чтобы понять свет, фотограф должен знать о его качествах и поведении. Мастерство заключается в контроле над процессом создания снимка, для этого нужны знания.

Знакомство со светом

Основное отличие между студийной съемкой и работой на местности зак- лючается в том, что в студии изначально отсутствует окружающее освещение. Фотограф начинает работу с выстраивания источников света с учетом производимого ими воздействия на объект. Он сам создает и контролирует свет, вместо того чтобы наблюдать и подстраиваться под него. Для этого требуются умение, навыки, организация и дисциплина. Хорошие студийные фотографы должны обладать терпением и располагать временем.

Природа света

Для оптимального применения искусственного источника освещения необходимо вначале понять природу естественного света. Наблюдение за солнечным светом, его рассеиванием сквозь облака и всевозможными его вариантами и преобразованиями поможет выработать понимание принципов действия двух основных типов студийного освещения: рампа (источник прямого света) имитирует прямой солнечный свет, с четкими тенями и контрастом, тогда как прожектор (рассеянный свет) имитирует солнечный свет, наблюдаемый в пасмурный день, мягкий, рассеянный, с более слабым контрастом и тенями. Для полного понимания природы света следует разобраться с его составляющими: источник; интенсивность; качество; цвет; направление; контраст.

Источники света

Окружающий свет присутствует в окружающей нас среде и исходит от естественного или искусственного источника. Окружающее освещение можно разделить на четыре категории: дневной свет; лампа накаливания; флуоресцентная лампа; открытый огонь.

Дневной свет

Дневной свет является комбинацией солнечного света и небесного света. Солнечный свет является доминирующим или основным источником света - он состоит из теплых тонов и создает тени с ярко освещенными об- ластями. Небесный свет является вторичным, он состоит из прохладных цветов и заполняет всю сцену мягким рассеянным светом. Без небесного цвета тени от объектов были бы непроглядно черными, детали затенен- ных областей были бы не видны. Большинство цветных пленок откалиб- рованы для дневного света в полдень (5500К). При создании снимков в это время дня цвета и тона воспроизводятся с нейтральными значениями, то есть не слишком теплыми и не слишком холодными.

Лампа накаливания

Распространенный источник освещения, сюда относятся обычные бытовые лампы накаливания и специальные фотографические лампы. Вольфрамовый элемент такой лампы при включении нагревается и испускает свет. Лампы накаливания создают очень теплый свет при их использовании в качестве основного источника освещения. Из-за недостатка синего цвета в спектре света возникает недоэкспонирование. Для получения нейтральных тонов оранжевый оттенок можно исправить с помощью синего фильтра. Цифровые камеры позволяют нейтрализовать нежелательные оттенки с помощью корректировки баланса белого или захвата снимков в режиме RAW и дальнейшей их корректировки в графических редакторах.

Флуоресцентная лампа

Фосфоры внутри трубки флуоресцентной лампы излучают свет после пред- шествующего поглощения ультрафиолетового света, создаваемого парами ртути. Получаемый свет создает сильный зеленый оттенок, невидимый человеческому глазу. При использовании флуоресцентного освещения в качестве основного созданные снимки зачастую оказываются недостаточно качественными из-за нежелательного яркого оттенка. Как и в предыдущем случае, зачастую при применении флуоресцентного источника света в качестве основного часто возникает недоэкспонирование, а полученный зеленоватый оттенок довольно трудно устранить. Флуоресцентный свет мерцает, что ведет к неравной выдержке при использовании затвора. Чтобы избежать этого дефекта, используйте скорость спуска затвора менее 1/30 с.

Открытый огонь

Свет, создаваемый открытым огнем, обычно бывает достаточно слабым. Такое освещение можно использовать с длинной выдержкой для создания определенной атмосферы и настроения снимка, насыщенного красными полутонами.

Искусственный свет

Небытовая вольфрамовая лампа

Для съемок фотографии и видео используется множество различных типов небытовых источников света с вольфрамовыми лампами накаливания. Все их можно разделить на две категории: лампы и прожекторы. Большинство из них создают свет с температурой цвета около 3200-3400К и подходят для съемки на черно-белую и цветную пленку. Простой прожектор имеет мощность 500 Вт, обычная рампа - порядка 650 Вт. Профессиональные рампы обладают шторками и сетками. Металлические шторки используются для контроля над направлением и объемом све- та, а металлические сетки с различной плотностью позволяют снизить объем и изменить качество света за счет его рассеивания.

Студийная вспышка

Основные отличия студийной вспышки от переносной заключаются в размере, стоимости и мощности. Размер студийной вспышки больше, она существенно дороже и создает гораздо больше света, чем обычная вспышка. Как и в случае с вольфрамовой лампой, студийные вспышки, по сути, являются разновидностями двух источников света: рампы и прожектора. Большинство фирм-производителей предлагают для своих вспышек различные дополнительные аксессуары - так же, как и для вольфрамовых.

На этом сегодня всё. В следующих статьях я расскажу об оставшихся составляющих света. Надеюсь вам будет это интересно, спасибо за внимание!