Найти тему

Хотите подарить ребёнку радость от обучения? Частные школы будут не нужны

Сегодня я бы хотела продолжить тему мотивации ребёнка. В прошлый раз я рассказывала о том, что происходит с мотивацией в процессе взросления и как она влияет на жизнь ребёнка. Подробнее об этом можно прочитать здесь. Итак, мотивация — двигатель прогресса. Но как использовать это на практике? Об этом то мы и поговорим. И ещё поговорим о том, как важно научиться использовать мотивацию для самих себя, ведь это не менее важно, на самом деле.
Когда ребёнок учится ходить, он не думает о том, для чего ему это нужно — он просто знает
Когда ребёнок учится ходить, он не думает о том, для чего ему это нужно — он просто знает

Ну, с себя любимых и начнём. Как часто вы шли по улице, уставшие и измученные после работы, и внезапно вам хотелось пирожного? Или посмотреть любимый фильм/сериал? Или просто полежать с кем-то в обнимку? Или же заняться творчеством, хобби? И как часто вы следуете этим желаниям? Или просто, придя домой, валитесь на диван и спите до следующего утра? Я, например, так и делала. Но потом всё поняла, и теперь гораздо счастливее себя чувствую.

Что происходит в момент появления желания? Организм (мозг) сам сигнализирует нам, что нужно сделать что-то приятное, восстановить силы. Иначе он просто не видит смысла в таких стараниях (кстати, вы сами видите от них смысл? Если да, то продолжим). Если очень долго не удовлетворять потребности мозга в каком-то гормоне (посредством чего-то приятного), вполне может случиться эмоциональное выгорание, которое также может сопровождаться неприятными физическими симптомами.

Но можно обмануть свой мозг. Прежде чем сделать что-то неприятное или сложное, пообещать себе награду за это. Тогда мозг, ожидая награды, будет воспринимать само действие как более лёгкое и приятное, чем оно являлось для вас ранее. Например, вы ненавидите мыть посуду. Но мыть её надо — больше некому. Пообещайте себе за то, что вымоете всю посуду, просмотр одной серии сериала. Думайте об этом, пока моете посуду, и вы глазом не успеете моргнуть, как вся посуда будет уже блестеть, а вы — сидеть на диване смотреть сериал.

Также и с ребёнком. Вы знали, что обучение — это не такая лёгкая задача, как может показаться? А главная мотивация обучения — это его результат. Например, когда ребёнок учится ходить, его основная мотивация — дотянуться до предметов, которые его окружают, познать мир. И эта мотивация столь велика, что ребёнок преодолевает себя, встаёт и идёт. То, что он встал и пошёл, и может теперь изучить гораздо больше всего — это и есть результат его стараний, который видит ребёнок. Это и была его мотивация.

Но в школе мотивация к обучению резко падает. Почему так происходит? Чаще всего, потому что ребёнок не понимает, зачем он это делает. Если с "писать" и "считать" ещё как-то разобраться можно, то зачем ребёнок изучает крепостное право, китайский язык, логарифмы и деепричастные обороты? Этого даже я не смогла бы объяснить. Я не уверена, что и вы сможете. Именно поэтому ещё на этапе обучения ребёнка самоорганизации (то есть где-то в первом классе) необходимо научить его самомотивации.

Даже сидеть долго на месте — уже трудная задача для ребёнка. А мотивацией может служить даже ваша похвала (даже за незначительные дела)
Даже сидеть долго на месте — уже трудная задача для ребёнка. А мотивацией может служить даже ваша похвала (даже за незначительные дела)

Как это сделать?

  • Для начала, мотивируйте его самостоятельно. Причём, лучше давать мотивацию за что-то определённое. Например: "когда сделаешь три упражнения по математике, можно посмотреть одну серию сериала".
  • Мотивируйте ребёнка тем, что ему реально интересно. Не стоит думать, что всем интересно одно и то же. Например, даже сериалы смотрят далеко не все. И для кого-то серия сериала — это ценное сокровище, а для кого-то пустой звук.
  • Помогайте ему соблюдать мотивацию. Это не значит, что нужно жёстко контролировать количество сделанного задания. Это значит, что вы должны видеть, когда ребёнок устаёт, и вовремя давать ему отдых — долгожданную мотивацию, всегда через примерно одно и то же количество заданий (в зависимости от сложности, конечно).