Найти тему
Надежда Федорова

История Спасо-Гробовского храма

Об авторе и задумке книги: Всем привет! Меня зовут Надежда Федорова. Пишу, люблю историю, в частности, краеведение. Возглавляю Историческое Общество им. Св. Благ. князя Олега Брянского. Давно уже хочу написать книгу об истории Спасо-Гробовского храма. Год как уже маленькими шажками двигаюсь к этому. Несмотря на то, что город Брянск некоторым может не понравится, я все нахожу его вполне очаровательным городом. Который несмотря ни на что, смог сохранить в себе малые крупицы архитектурных достопримечательностей.

Предлагаю Вам к прочтению один из планируемых для книги разделов. Он, естественно, со временем будет расширяться. Приятного чтения!

В виду того, что современный каменный Спасо-Гробовской храм является в полном смысле этого слова преемником стоящего ранее недалеко от него одноименного деревянного храма, нам следует знать более раннюю его историю.

После дождя
После дождя

Раздел I. У истоков… Деревянный Спасо-Гробовской храм

История каменного Спасо-Гробовского храма начинается с одноименного деревянного храма, стоявшем некогда рядом с нынешним. К сожалению, он не сохранился, и на единственной фотографии мы можем увидеть лишь его округлый купол с крестом. Высокие кроны деревьев скрывают его полное очертание, как вуаль тайны.

Как нам известно, в 1 246 году (по иным источникам, в 1 240-м г.), после разорения Батыем Чернигова и мученической кончины в Орде Святого князя Михаила Черниговского, Благоверный князь Роман Старый со всем своим двором поселился в Брянске, сюда же была перенесена и Епископская кафедра. Которая ранее, в Чернигове, находилась при храме Святого Спаса.

Храм Святого Спаса в Чернигове - Спасо-Преображенский собор, предположительно был заложен черниговским князем Мстиславом Владимировичем в начале 1020-1030-х гг. Выполнен он был в древне-византийском стиле. Храм долгое время был кафедральным, являлся усыпальницей черниговских князей и киевского митрополита, в нем хранились чудотворные иконы и мощи святых.

Вместе с городом, при нашествии Батыя он также был подвергнут разорению. Позже Спасо-Преображенский собор был восстановлен. Именно этот храм исторически (не архитектурно), явился родоначальником нашего Спасо-Гробовского храма.

Как мы уже отмечали, после переселения черниговских князей и владык в Брянск, город стал княжеской резиденцией.

В целом, период правления Романа Михайловича – это время наивысшего расцвета Брянска, ибо город стал центром черниговской земли.

Именно сюда переселились: Епископ Порфирий, за которым преемственно следовали Захария, Митрофан, Арсений, Нафанаил «Брянский» (ум. в 1376 г.), Григорий, Исаакий (ум. 15 ноября 1415 г.), Евфимий (ум. в 1483 г.), Феофан, Нектарий «Брянский» и Иона.

Основание епископской кафедры в г. Брянске было положено св. митрополитом Алексием. «Первым Епископом Брянским был Нафанаил, который потому в летописях называется уже «Дебрянским или Брянским».

Теперь кафедра брянских Архипастырей находилась при церкви Святого Спаса – в деревянной Спасо-Гробовской церкви. «Бывший Брянский Кафедральный Собор для некоторых Брянских владык был и усыпальницею». Поэтому впоследствии, при постройке следующего деревянного храма (в 1778 году) и, затем, каменного – они именуется, как храмы, стоящие на гробах брянских владык – Спасо-Гробовскими.

«После кончины Епископа Нафанаила, Святитель Алексий рукоположил на Брянскую кафедру Григория (упом. в 1 377), именуемого в летописях Архиепископом Черниговским: этот титул был усвоен ему Патриархом Константинопольским, из уважения к древней Черниговской кафедре, перенесенной в Брянск».

Вследствие чего, преемники Преосвященного Григория также стали именоваться «Черниговскими и Брянскими», хотя все они постоянно пребывали в Брянске и лишь временами «по долгу Архипастырскому и обстоятельствам времени, навещали древний Чернигов».

После Преосвященного Григория Черниговской и Брянской Епархией стал управлять Епископ Исаакий, тоже получивший титул Архиепископа. Известно, что «в июле 1 401 года Преосвященный Исаакий присутствовал на Московском Соборе и в списке Русских Святителей занимал место выше Ростовского Архиепископа». После смерти Брянского Владыки (дата неизвестна), «Брянская кафедра оставалась некоторое время праздной, причиной были церковные нестроения в Русской Митрополии».

Известно, что «в период между 1 460 и 1 482 годами, а также с 1 483 по 1 485 годы в Брянске Епархией управлял Епископ Феодор Святый, упоминаемый в Любецком синодике как Феофан, уехавший от преследований литовцев в Москву и назначенный на Суздальскую кафедру».

Следующими Брянскими Епископами являлись: «Нектарий, известный только по памятникам Западной России (до 1 499 г.), и Иона, называемый в тех же актах «нареченным Владыкою Черниговским и Брянским».

Примерно до 1 500 года, самостоятельная Брянская и Черниговская кафедра существовала при храме Святого Спаса. При Епископе Ионе Брянская епископская кафедра была упразднена, «и сам он увезен пленником в Москву» при освобождении Брянска от литовских захватчиков войсками великого князя Московского Иоанна III. Причиной же упразднения стало присоединение Брянска в состав Московского государства. Центром духовной и политической жизни стала Москва.

В «1515 г. Брянские и Черниговские земли были присоединены к Смоленской Епархии». С этого времени духовное управление осуществлялось Смоленскими Епископами, которых стали именовать Смоленскими и Брянскими.

Деревянный Спасо-Гробовской храм перестал быть кафедральным. Вместо него главным храмом города стала древняя церковь Покрова, находящаяся в Брянской крепости (в Брянском кремле), что на Покровской горе. Тогда ее и стали именовать Брянским Покровским Собором.

Деревянный же Спасо-Преображенский храм стал приписным к Петро-Павловскому монастырю, который и поныне находится рядом с теперь уже каменным храмом. Поэтому причт данного монастыря и храма был общий.

В церковной летописи, отмечалось, что: «Насколько можно видеть по церковным и более древним историческим документам причт Спасо-Гробовской церкви, обращенный в приходской, с древнейших времен был одноштатный». В качестве довода приводились следующие данные: «В писцовых книгах (1 626 – 1 629 г.) об усадебной Спасо-Гробовской церкви земли сказано: на церковной земле дворы: попа Симеона – в длину сажень и огорода 76 сажень, поперек 60 сажень, двор дьячка Софинка Викулина (странное имя?) – в длину сажень и огорода 41 сажень, поперек 28 сажень …» и только; указаны лишь священник и псаломщик. Когда учреждена диаконская и пономарская вакансия – неизвестно. По исповедным ведомостям означенной церкви с первого из годов, за какие ведомости имеются, - указаны священник (?) и диакон и пономарь в 1 788-м году».

В таком составе причт существовал до 1 860-го года, когда по указу Священного Синода, «в удовлетворение нужды женского Петропавловского монастыря в ежедневном неопустительном богослужении, монастырский причт и Спасо-Гробовской соединены были в один двухштатный монастырско-Спасо-Гробовской причт в таком составе: 2 священника, 1 диакон и 2 псаломщика. Причем в Спасо-Гробовской церкви положено было совершать богослужения для нужд небольшого количества прихожан лишь в два будних седмичных дня», то есть, два будних дня в неделю. Двухштатный состав причта без перемен в штате существует и доселе» (то есть, по 1917 год – время написания церковной летописи).

Находим схожие данные о составе причта в книге об истории Петро-Павловского монастыря: «Причт монастыря состоял из пяти членов: двух священников, диакона и двух псаломщиков; тот же причт совершал Богослужение и в деревянном приписном к монастырю Спасо-Преображенском, что на Владычних гробах, храме».

Вот список священноцерковнослужителей, состоявших в штате Спасо-Гробовского, а затем соединенного с монастырским причта, начиная с 1 788 –го года, указанный в церковной летописи Спасо-Гробовского храма:

1) Священники:

Григорий Морозов – 1 788 - 1 810 г.

Григорий Морозов (сын) – 1 810 – 1 833 г.

Лев Катанский – 1 833 - 1851 г.

Николай Игрицкий – 1 851 - 1 885 г. (с 1 877 г. - протоиерей)

Иоанн Никольский – 1 860 - 1 880 (с 1 873 г. - протоиерей)

Павел Никольский – 1 880 - 1889 г.

Василий Тростинин – 1 885 - 1 903 г.

Василий Гробовский – 1 889 – 1902 г.

2) Диаконы:

Евграф Гробовский – 1 788 - 1 815 г.

Иван Гробовский – 1 824 - 1 847 г.

Василий Соболев – 1 847 - 1856 г.

Гавриил Архангельский – 1 856 г. (пономарь?)

3) Псаломщики:

Евфим Иванов – 1 788 - 1 798 г.

Василий Морозов – 1 818 - 1 824 г.

Георгий Рождественский – 1 835 - 1 869 г.

Василий Рождественский – 1 869 - 1 880 (псаломщик-диакон)

Николай Чаплин – 1 865 - 1 880 г. (псаломщик-диакон)

Иван Ненароков – 1 880 - 1 884 г. (псаломщик-диакон)

Владимир Померанцев – 1 886 - 1 889 г. (низведен. священник)

Николай Ивановский – 1 884 - 1 902 г. ( с 1 890 г. – диакон-псаломщик)

Николай Понарский (Понакрский) – 1 890 - 1 899 г.

Иван Тимонов – 1 899 - 1 903 г.

Георгий Оболенский – 1 902 - 1 903 г.

4) Пономари:

Василий Иванов – 1 788 - 1 798 г.

Константин Гробовский – 1 804 - 1 836 г.

Филипп Покровский – 1 836 - 1 849г.

Михаил Цареградский – 1 849 - 1 865 г.

Позднее, в 1770 году деревянный Спасо-Гробовской храм сгорел. На его месте, в 1778 году вновь построили деревянный храм, дав ему то же название.

Однако, и новый деревянный храм со временем ветшал и потому история Спасо-Гробовской церкви могла окончиться уже в первой четверти 19-го века (около 1 820-30-х гг.)! Вследствие того, что она была, как мы выше отметили, приписной к Брянскому Петро-Павловскому монастырю, который в те годы признали малодоходным и упразднили. Поэтому было предложено «храмы Петро-Павловского монастыря с иконостасом и нужным для священнослужения и с частию звона обратить в приходские, вместо деревянного близ них состоящего Спасо-Гробовского, который тогда разобрать и употребить лес на печение просфор и топление печей храма». Предложение и об этом и о многом другом, было направлено в Святейший Синод, далее же – 13 сентября 1 830 года Император Николай I утвердил построение в городе Ельце (также по просьбе его граждан) Троицкого мужского монастыря с переведением в него братии упраздненного Брянского Петропавловского монастыря. Сам же указ об этом был издан Святейшим Синодом 29 сентября 1 830 года.

Подобное бедственное положение Брянского Петропавловского монастыря имеет своей причиной указ императрицы Екатерины IIот 26 февраля 1 764 года, согласно которому в коллегию экономии у обители были отобраны не только вотчины и угодья, но и документы на владение ими (царские грамоты и иные записи).

Между тем Петро-Павловский монастырь имел село Городище с храмом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на реке Десне, Полпино, Дорожово, д. Ходиловичи, «несколько земельных наделов в черте города». А также свои мельницы, сушила, житницы, конюшни, кузницы, кожевни и разные угодья. К Брянскому Петро-Павловскому монастырю были также приписаны: Спасский Поликарпов и Брянский Бело-Песоцкий монастыри, Бело-Бережская и Полпинская пустыни, храмы упраздненного Брянского Вознесенского монастыря. Со временем, после принятия указа императрицы, монастырь был не в состоянии поддерживать ветхие храмы и здания на содержание из коллегии экономии. Рассмотрение же самого дела о ветхостях Петро-Павловского монастыря было приостановлено, в связи с прошением жителей г. Ельца об устроении у них в городе Троицкого монастыря. Дело было решено в их пользу.

Однако, 26 октября 1 831 года Брянские купцы второй гильдии Иоанн и Косма, Ивановы дети, Семыкины обратились вновь (ранее они обращались по поводу восстановления в Брянске упраздненного Вознесенского девичьего монастыря) к Преосвященному Никодиму с прошением об открытии в Брянске девичьего монастыря. Ссылаясь на то, что в городе Брянске не осталось ни одной обители, а также на тот факт, что сам «Петро-Павловский монастырь был упразднен против желания и просьбы брянских жителей». Разумеется, купцам необходимо было привести и иные веские доказательства, подкреплявшие бы их основательность и правоту – их они и предоставили. Так, в числе прочих благочестивых доводов были следующие, особо важные для истории Спасо-Гробовского храма:

«хотя Введенский и Ильинский храмы объявляются приходскими, вместо деревянного Спасо-Гробовского, но обширность их несоразмерна с малым количеством гробовских прихожан (356 душ обоего пола);

ветхости Спасо-Гробовского храма, если таковые имеются, возможно исправить или самый храм построить заново, на доходы от значительного количества принадлежащих храму земель и лесных дач».

Далее, в своем труде по истории Брянского Петро-Павловского монастыря игумения Сергия (Ежикова) отмечает, что «18 ноября 1833 года Государь Император Николай I повелел возстановить в Брянске упраздненный Петро-Павловский монастырь и разместить в нем монахинь на правах общежития». Все это было совершено именно по прошению Брянского градского общества и по ходатайству местных купцов Иоанна и Космы Семыкиных, таким образом, именно последним мы обязаны тем, что Спасо-Гробовской деревянный храм не исчез в свое время бесследно. Потому мы должны помнить о них и поминать в своих молитвах на Литургии.

Так, деревянный Спасо-Гробовской храм вновь продолжил существовать и украшать облик древнего города.

Вот что писал первый Брянский краевед Павел Никитич Тиханов, изучавший историю Петро-Павловского монастыря, о Брянске: «Каждый, кому приходилось въезжать в Брянск со стороны ли станции железной дороги, или по шоссе из-за Черного моста, наверное, помнит, какое впечатление производил на него город, живописно раскинутый по горам. За Бабаевой рощей есть один пункт, откуда Брянск замечательно хорош: древний Покров (некогда крепостная церковь), Верхний Никола (место бывшего веча в столице Брянского княжества), Воскресенье (бывший девичий монастырь), Троица-Валы, Спас на гробах владык (главный храм Брянской кафедры) и Петровский монастырь (с мощами св. благоверного князя Олега) составляют чудную группу. Но каждый тоже, вероятно, помнит, какое разочарование постигало его при въезде в самый город… Между тем чего не сделала бы здесь любящая рука и в какой вид можно бы привести город, пользуясь его исключительным, счастливым положением. Наше единственное желание, чтобы вблизи Брянск был так же хорош, каким он кажется издали… и был он хорош не только одним своим внешним видом».

Слева видны купола деревянного Спасо-Гробовского храма. Справа храмы Петро-Павловского монастыря. Фото предположительно 1870-1880 гг. Фото не мое - указываю источник:  https://visualhistory.livejournal.com/1736574.html
Слева видны купола деревянного Спасо-Гробовского храма. Справа храмы Петро-Павловского монастыря. Фото предположительно 1870-1880 гг. Фото не мое - указываю источник: https://visualhistory.livejournal.com/1736574.html

Следует упомянуть и о том, что Павел Никитич Тиханов являлся также издателем первой брянской газеты «Брянский вестник», благодаря чему мы можем найти еще сведения о страницах истории нашего храма. Так, в №22 от 15 (3) июля 1894 г. упомянутой газеты, есть заметка следующего содержания:

«В минувшем июне в Брянске присоединено к православию трое лиц. Так, 6го числа, на Духов день, в Спасо-гробовской церкви при большом стечении народа крещен еврей Ковенской губернии Вилькомирского уезда, купишского мещанского общества, Соломон Розен, получивший имя Владимир. Восприемниками его от купели были начальник брянского артиллерийского отдела подполковник В. П. Гамулецкий и жена подполковника А. И. Афанасьева.

А 23го числа, в Петровском женском монастыре, также при многочисленном стечении народа, присоединено две католички: жена сына псаломщика Рославского уезда села Коханова Луиза Чернявская, получившая имя Варвара (восприемниками были священник о. В. Тростнин и монахиня Макария Гринева), и вдова жиздринского мещанина Елизавета Смирнова, коей оставлено ее прежнее имя (восприемники: диакон монастыря Г. Архангельский и монахиня благочинная м. Ксенофонта). Крещение еврея совершал о. В. Гробовский, а чин присоединения католичек исполнен о. В. Тростниным».

Здесь мы знакомимся не только с памятным городу событием, но и встречаем уже знакомых нам священнослужителей из причта храма и монастыря: о. Василия Тростинина (служил: 1 885 - 1 903 г.) и о. Василия Гробовского (служил: 1 889 – 1902 г.).

В другом номере «Брянского вестника» №31 от 16 (04) августа 1896 г. в Календаре-месяцеслове за август указывалось среди прочих памятных дней: «6 ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Св. Феоктиста еп. Черниговск.

Престольный праздник в Преображенском соборе и в Спасо-Гробовской церкви.— Освящение плодов».

В 1 899 году город Брянск посетил Епископ Орловский и Севский Никанор(Каменский, 1 899- 1 902). В частности, он посетил Брянский Петро-Павловский монастырь – «21 июня он совершил обозрение Петро-Павловского женского монастыря, посетил келлии игумении Валентины».

В церковной летописи было указано, что ранее, 20 июня 1 899 года – Спасо-Гробовской храм. Вот как отмечено об этом событии в летописи храма: «…Петропавловскому монастырю, находим возможным посетить и Спасогробовской храм. В последние годы храм сей двукратно посещал Преосвященнейший Епископ Никанор в 1899-м году: 20-го июня и 4-го сентября. В последний раз Владыка, при освящении Спасогробовской двуклассной школы, осчастливил приход храмовым архиерейским служением Св. Литургии».

Однако, в Орловских епархиальных ведомостях за 1899, № 27/28, указывалось, что: «В 10 часов утра 21 июня Владыка изволил продолжать обозрение градских церквей и прибыл в Смоленскую церковь. Встреченный приходским причтом и чинами арсенала, так как арсенал приписан к Смоленской церкви, Его Преосвященство предложил краткую беседу об ангелах и ангеле-хранителе, так как в Смоленской церкви есть придельный алтарь в честь св. Архистратига Михаила. Затем Владыка изволил посетить Николаевскую церковь, Горнюю, - где священник Феодор Иорданский приветствовал Его Преосвященство речью (помещена ниже). По обычной встрече, Владыка говорил слово о важности епископского служения в деле домостроительства нашего спасения, призывал верующих к содеванию своего спасения, ибо христиане – храмы Божии, и Дух Божий живет в них, и умолял заботиться о нравственно-христианском воспитании детей для их спасения.

После сего осмотрены были церкви: Воскресенская, Троицкая, Спасо-Гробовская, Петропавловский женский монастырь и вновь строющееся прекрасное здание церковно-приходской школы, устрояемое на средства известного благотворителя, Брянского купца П.С. Могилевцева, которому Владыка изволил выразить свою особую Архипастырскую благодарность, дважды посетив его. При входе Его Преосвященства в Спасогробовскую церковь, священник В. Гробовский, он же и уездный наблюдатель, сказал приветственную речь, (помещаемую ниже). По окончании положенного молитвословия Владыка произнес речь, в которой указал на то, что храм Спасо-Гробовский был когда-то храмом кафедральным Брянских владык, что место сие для града Брянска, место особенно священное, как место обитания и упокоения архипастырей, далее Владыка убеждал присутствующих чаще посещать сей св. храм, дабы питать свои сердца сугубо-благодатным духом владычним…».

Эта разница в датах производит путаницу. Но, тем не менее, доказывает, что приезд Преосвященнейшего Епископа Никанора в Спасо-Гробовской храм в любом случае состоялся.

Не менее интересна и сама речь священника Василия Гробовского (1 889 – 1902 г.), поэтому, для полноты впечатления, приводим ее в исследовании в полном виде:

«Речь Его Преосвященству, Епископу Никанору, при вступлении Его Преосвященства в Спасо-Гробовскую церковь 21 июня 1899 года.

Ваше Преосвященство!

Господу Богу не угодно было сохранить на память потомству того славного храма, в коем приносилась безкровная жертва почившими архипастырями Брянскими. Тот храм, храм князей и владык, сделался жертвою огня, а на месте его, на месте упокоения святителей: Исаии, Нектария, Нафанаила и Иоанна, на гробах сих владык благочестие предков нашего церковного старосты Павла Семеновича воздвигло сей храм и малый и малоукрашенный, и теперь уже, к великому сожалению, довольно ветхий (речь идет о деревянном храме, стоявшем прежде каменного – прим. сост.). Но судьбы Божии не исповедимы, и наша общая печаль скоро переменится на радость. Господь Бог внушил нашему церковному старосте Павлу Семеновичу – этому достойному потомку своих предков сохранить память о почивших здесь архипастырях на вечное время созданием нового каменного храма, дабы всякий, видя такое доброе дело, прославлял Отца нашего небеснаго. Ныне, с сыновнею любовию приветствуя вхождение Вашего Преосвященства в сей св. храм, мы, недостойные служители алтаря Господня, осмеливаемся высказать свою уверенность в том, что Сам Сердцеведец Господь послал Тебя разделить с нами общую радость, Сам Господь послал Тебя, как ангела света, избрать и благословить место для устройства нового храма – этого будущего селения славы Божией. Прости же, Владыко Святый, за нашу духовную скудость и своими молитвами у престола Великого Архиерея и Пастыреначальника Господа исцели нашу нравственную немощь».

Священник Василий Гробовский

Завеса тайны
Завеса тайны

Продолжение следует...