Меня зовут Анастасия, я 5 лет работала копирайтером на фрилансе и в штате, и мне полностью осточертело то, чем я занималась.
Я еще помню то ощущение эйфории от сделанной работы, чувство удовлетворения, когда наконец-то закрываешь с десяток правок в гугл-документе. Но в последний год все изменилось: я стала больше нервничать, цинично воспринимать все задачи и иногда даже грубить коллегам.
К тому же, немного стыдно в этом признаваться, но большую роль сыграла зависть. Наши айтишники могли работать по 5 часов в день, а в оставшееся время играть в плейстейшен, но все равно получать по 150 тысяч в месяц. Я же могла сидеть за текстами по 12 часов не вставая и в месяц зарабатывала от силы 50 тысяч. Кроме того, они постоянно создавали разные крутые штуки, участвовали в скрам-командах, конференциях.
Наверное, это называют профессиональным выгоранием, но я не психолог, чтобы ставить диагнозы. Вместо долгих и безрезультатных самокопаний я решила кардинально сменить профессию – и вот моя история.
Как я стала (нет) разработчицей
Конечно же, в первую очередь я подумала уйти в кодинг. Практически каждая статья на любом популярном ресурсе прямо кричит: «Надоела текущая работа – становись программистом!». В общем, и я попалась на эту удочку.
Сначала все вроде было неплохо: я нашла несколько бесплатных курсов по фронтенду на ютубе, подписалась на пару аккаунтов в Твиттере и каналов в Телеграме, накачала различных редакторов кода. Но каждый раз, когда я начинала смотреть ролики и выполнять задания, меня что-то останавливало. Обязательно находились какие-то другие важные дела.
И тут я кое-что поняла: на самом деле программирование – это не мое. Мне нравились только внешние элементы – привлекал сам образ программиста и его большая зарплата, а не сама разработка. Я целыми днями могла устанавливать специальные программы, играться с темами оформления, но так и не написать ни одной строчки кода. И при этом всем я представляла себя чуть ли не хакером Эллиотом из сериала «Мистер Робот»!
И это даже хорошо, что я на таком раннем этапе поняла — программирование это не мое. Я хочу не писать код, а управлять процессами и другими людьми, влиять на создание продукта и работать над ним в команде с разными специалистами.
Внезапное прозрение или слепая удача прокрастинатора со стажем
Как ни странно, свое призвание я нашла благодаря прокрастинации, бездумно листая и просматривая ролики про IT на ютубе. Среди рекомендаций попалось видео о продуктовом аналитике. В компании, в которой я работала копирайтером, такого специалиста не было, поэтому я даже не слышала об этой профессии.
Видос был короткий (буквально минуты три), и в нем поверхностно рассказывалось, чем занимаются подобные специалисты. Если очень упрощать, то продуктовый аналитик собирает информацию о том, как потребители используют товар или услугу компании, интерпретирует ее, доносит до продакт-оунера («владельца продукта») и далее вместе с командой помогает найти точки роста на основе данных.
Например, у вас есть интернет-магазин с довольно дорогими товарами. Пусть это будут винтажные гитары фирмы Gibson. Потребители не приобретают такие продукты импульсивно: им нужно долго присматриваться, читать форумы и советоваться с другими, более опытными гитаристами. Поэтому логично, что на сайте должна быть кнопка «Добавить гитару в избранное», а ее там нет!
Продуктовый аналитик как раз и занимается тем, что выявляет подобные проблемы и делает экспириенс людей лучше.
В этот раз я решила не повторять свою ошибку и не стала учиться «по ютубу». Поступление в университет даже не рассматривала: специальность довольно свежая, и вузы еще не успели приспособиться к новой реальности. Оставались только онлайн-курсы.
Я всегда с настороженностью относилась к подобному: уж слишком много в таком обучении «воды», большой упор на теорию, а для практики времени оставалось совсем немного. Ощущение, что снова в институте. Но в итоге я нашла именно то, что искала, – «Тренажер по продуктовой аналитике» от образовательного портала GeekBrains.
Что такого особенного в курсе от GeekBrains?
Курс немного разрушил мои стереотипы: здесь теоретической части отдается не так много времени, а акцент делается именно на практике.
Сначала все студенты проходят небольшую теоретическую вводную по продуктовой аналитике: узнают о ключевых инструментах и терминах, учатся использовать SQL и Python, осваивают приемы презентации результатов работы.
Мне было чуть проще, потому что на своей копирайтерской работе я также выполняла некоторые маркетинговые задачи: собирала информацию о результатах имейл-рассылок, анализировала ее и представляла руководству. Поэтому минимальная база у меня уже была, и это помогло быстрее разобраться с материалом и включиться в обучение.
А вот дальше начинается самое интересное, за что я так полюбила этот курс: мы попали в настоящую симуляцию работы продуктового аналитика в развивающемся стартапе. Никаких абстракций и условностей – сразу настоящая работа!
Собеседование, питчинг идей, создание минимально жизнеспособного продукта, работа в изменяющейся среде, борьба с конкурентами и «черными лебедями» вроде ковида – все это было. Вся суть курса – в его максимальной приближенности к реальности и иногда в полной непредсказуемости.
В итоге я вырастила свой продукт и вышла со своей «компанией» на IPO. А до курса я даже не знала, что это такое!
Еще один плюс – постоянное общение с менторами. Тебя не бросают в бассейн со связанными руками и ногами со словами «Выплыви как-нибудь сама», а действительно помогают и объясняют все, что непонятно.
Чтобы учиться не нужно обладать каким-то техническим бэкграундом — все обучение рассчитано на людей, которые только недавно узнали о существовании такой профессии. Даже высшее образование необязательно.
Например, у нас на потоке был парень, который работал консультантом в магазине техники. Ему это надоело, он накопил денег и пошел учиться. Но в большинстве в своем среди студентов были офисные работники, которые хотели получить новые знания и прокачаться на текущем месте работы: копирайтеры, SMM-менеджеры, дизайнеры.
Единственный недостаток курса для меня – это его длительность. Обучение идет 10 месяцев, и все это время, особенно если ты работаешь, приходится жить в очень напряженном графике. Не всегда удавалось посвятить время семье или спорту, но ради новой профессии, которая мне действительно нравится, я готова была пойти на такие жертвы.
Ну а самое приятное, что ждало меня и моих однокурсников в конце учебы, – гарантированное трудоустройство. В отличие от традиционных университетов и других курсов, в GeekBrains тебя не бросают после выпуска, а помогают найти работу мечты. И не где-то там, а, например, в «Сбербанке» или Mail.ru.
Вместе с экспертами я смогла правильно составить резюме, грамотно представить свои проекты и успешно пройти собеседования. Спустя полтора месяца я уже работала джуниором в достаточно крупной компании с зарплатой, которая почти в 2 раза больше, чем на предыдущей работе. Больше сказать не могу, иначе меня на следующий день ждет тяжелый разговор с шефом и эйчаром.
На моей новой работе тоже бывают сложности – без этого никак, но больше нет той усталости и циничного взгляда на все окружающее (и всех). Если вы так же круто хотите изменить свою жизнь или просто ищете себя в IT и все никак не можете найти, то запишитесь на курс «Тренажер по продуктовой аналитике» от GeekBrains. Затраты на него окупятся уже после первого месяца работы.