Со времени распада СССР прошло достаточно времени, что бы сравнивать фильмы, снятые в той стране и в новой России. Сравнение естественно будет не в пользу последних. До сих пор простого человека пытаются обмануть и подают блюдо истории приперченным всякими увесистыми словами о тоталитаризме, цензуре и диктатуре. Ну, хорошо, допустим действительно в СССР, существовала цензура. А так ли уж это плохо если разобраться? Вот не стало никакой цензуры в 90-х. Распалась великая страна. И, казалось бы, вот теперь-то творческие люди наконец-то смогут снимать великое кино. Ведь больше никто не будет мешать. Никто не будет говорить, что можно показывать, а что нет. Наступила абсолютная свобода. Да такая что и голова могла бы закружиться.
Да вот беда. Отчего-то так и не появился новый Сергей Бондарчук. Разве кто-то снял новую «Судьбу человеку»? Может быть «Они сражались за Родину»? Или вышла сопоставимая экранизация «Войны и мира»? Нет. Ничего подобного снято не было.
До сих пор фильмы такой глыбы как Андрей Тарковский регулярно упоминаются как образец для вдохновения. Среди этих фильмов в обязательном порядке идут «Иваново детство», «Солярис» и «Андрей Рублёв». Все эти ленты сняты в СССР. После эмиграции Тарковский не смог снять ничего сопоставимого со своими советскими работами. Хотя казалось бы, должен был. Но нет. Не снял. При этом его эмиграцией любят козырять либералы. Мол, не давали человеку в СССР работать. Ну, вот дали. А где результат? Нет результата.
Вообще я замечал, что часто используется глупая и наивная формулировка, что всё великое созданное в СССР совершилось вопреки, а не благодаря. Коли так, то где же хоть что-то похожее на фильмы Эльдара Рязанова? Да впрочем, зачем искать похожее? Сам-то Рязанов, начиная с 90-х тоже не смог ничего снять вразумительного. Все эти его «Небеса обетованные» и «Старые клячи» выглядят жалко и неубедительно на фоне «Гаража» или «Служебного романа». О фильме, который до сих пор ежегодно показывают 31 декабря, я вообще молчу. А ведь это тоже детище именно СССР.
Можно обратить внимание и на такого замечательного режиссёра как Георгий Данелия. «Осенний марафон», «Афоня» и «Мимино» составляют, как принято говорить золотой фонд советского кинематографа. Однако почему-то ничего подобного в свободные 90-е снято не было. Не только молодыми режиссерами, но и самим маэстро.
Ну и, конечно же, коли мы говорим о советских режиссерах, то никак нельзя обойти вниманием Леонида Гайдая. Легендарный Шурик, отменная экранизация книги 12 стульев и, конечно же «Спортлото-82». Ах да. Ещё же та самая бриллиантовая рука и Иван меняющий профессию. Всё это снято не вопреки, а благодаря СССР. И не исключено что и вышло-то столь успешным именно благодаря цензуре, худсовету, чему там ещё? Указаниям сверху как снимать. Пусть буду указания. Мне не жалко. Жалко, что с наступлением, так называемой свободы 90-х, начался одновременно и закат нашего отечественного кино. Который продолжается и по сей день. И это при всех современных технологиях-то. При таких лихих возможностях, которые и не снились режиссерам полвека назад. Да что там снились? Все эти компьютерные эффекты показались бы фантастикой. Возможно даже антинаучной.
Перечисленные выше фильмы ровно, как и фамилии режиссеров наверняка известны всем читающим эти строки. В жизни не поверю, что неизвестны. Их фильмы разошлись на цитаты и были в своё время лидерами проката. То есть простой народ любил эти картины и с удовольствием смотрел. Голосовал так сказать рублём. Аргумент, что ходили, потому что больше не на что, не катит. Были в то же самое время и провальные ленты. Да и не пересматривали бы до сих пор все эти фильмы, если бы они были плохи. А ведь пересматривают. И даже детям показывают.
Сегодня ряд СМИ регулярно преподносят СССР как деспотичное государство, которое не давало трудиться талантливым людям. Ну, вот нет СССР уже не один десяток лет. А где же спрашивается хоть кто-то из творцов сопоставимый по масштабам? Ведь всё можно теперь. Дозволено снимать что угодно и как угодно. И вроде даже снимают ежегодно десятки фильмов. Но ничего что хотя бы отдаленно напоминало успех советского кинематографа до сих пор не снято. Нет, хорошие картины есть. Но они не становятся культовыми. Их смотрят и тут же забывают. Так что я думаю, успех советского кинематографа отчасти как раз и связан с той самой пресловутой цензурой. Не будь её, и не было бы у нас такого золотого фонда. Возможно, я ошибаюсь, но некая связь, на мой взгляд, здесь всё же прослеживается.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.