На развалинах ольмекской цивилизации постепенно начали зарождться различные, близкие
друг другу культуры. Каждая из них, впрочем имела свои характерные черты. Все вместе они привели данную территорию на пик своего развития в течение приблизительно 900 лет.
Одной из наиболее значимых была теотиуака́нская культура в долина Мехико и Пуэбла. Город Теотиуака́н находился приблизительно в 50 км от современной столицы Мексики.
Теотиуака́нцы не только смогли принять культурное наследие своих предшественников, но и творчески развить его далее.
Если около 400 г. до нашей эры на месте будущего города Теотиуака́н, находились маленькие разрозненные деревеньки, то ко второму веку до нашей эры здесь уже наблюдается их объединение, которое постепенно становиться все более крупным и могущественным. Постепенно это объединение трансформируется в город, который во время своего расцвета имел более 10 000 жителей, но вскоре был уничтожен извержение вулкана. Спасшиеся жители, вместе с новыми переселенцами, положили основы для будущего Теотиуака́на, которых в течение двух веков вырос очень крупный по меркам тех лет город - около 50 000 жителей.
Все это было связано с бурной строительной деятельностью, в рамках которой была построена знаменитая пирамида Солнца, а также построен внутренний комплекс пирамиды Луны. Город, который распростертый на 20 квадратных километрах, постепенно привлекал к себе близлежащие поселения. Образуется новая политическая организация город- государство, ведущий экспансию на прилегающие территории, а также активную коммерческую деятельность за своими пределами. Постепенно его влияние расширяется и затрагивает уже области на территории современной Гватемалы.
Завоевательные походы стали возможны благодаря, как существованию мощного крупного центра, так и расширением культурного влияния на прилегающие территории, к которым относились долина Мехико, Пуэбла, Тлашкала, Тулансинго, и возможно распростерлась до Теуакана.
Вторым важным центром, стал город Чолула, который обеспечивал контроль над этой частью империи.
В центре Теотиуака́на стоял храм Оперенной змеи, напротив него огромное четырёхугольное здание - видимо дворец. Среди монументальных зданий этого города особенно выделяется Пирамида Луны.
Здания были оштукатурены и ярко раскрашены. Второй характерной чертой для этой городской архитектуры было наличиегромадных, высеченных из камня скульптур, представляющий собой различные божества их пантеона.
Различные городские кварталы люди заселяли по профессиональному признаку, однако существовал и 3вартал для иностранцев, где жили приезжие из долины Оахака.
Навысшей ступени развития город достиг примерно между 350 и 650 гг. нашей эры. Количество жителей могло достичь 200 000, что была на порядок больше любомо европейского города тех времен (за исключением Константинополя).
Помимо правящей аристократии и простонародья, в 6ороду существует три важных социальных слоя, без которых существование города было бы невозможно, это торговцы, военные и жрецы. Торговцы, помимо прочего, видимо собирали регулярные дани, с податного населения. Что же касается военных, то можем сказать, что милитаризм в Теотиуака́не не был настолько развит, как например, у ацтеков, и престиж военной службы, видимо ниже. Жрецы были хранителя и многих секретных знаний, владели математикой, астрономией, могли составлять календари и считать время.
Между 650 и 750 годами город был атакован и захвачен неизвестным неприятелем, помимо следов больших пожаров, можно определить и намеренно уничтожение фасадов зданий, скульптуры были сорваны с постаментов и вы брошены в ямы.
Почти одновременно с этим началось падение других крупных развитых городов Мезоамерики.
Захватчики, которые находились в культурном плане на более низком уровне развития и жили на захваченной территории в более примитивных условиях, в более простых хижинах, как следует из археологических раскопок, вскоре попали под культурное влияние оставшихся жителей то положили основы следующего этапа развития индейских цивилизаций Мезоамерики (эпоха тольтеков).
Их преемники впоследствии начнут мифологизировать свое прошлое, о чем свидетельствует и само название города, которое мы используем - Теотиуака́н, означает на языке ацтеков "город богов", по мнению ацтеков город основали не люди, а великаны и боги.
Несмотря на гибель Теотиуака́на, его престиж и влияние продолжали сохраняться вплоть до прихода испанских колонизаторов.
Мексика в доколумбовскую эпоху. Часть II. Древний мегаполис
21 сентября 202021 сен 2020
8
3 мин