Христосъ Воскресе!
По хорошему христіанскому обычаю этимъ великимъ привѣтомъ начнемъ мы нашу рѣчь. Дай же Богъ, чтобы Свѣтлое Христово Воскресеніе принесло радость всему міру, чтобы люди-братья по-братски другъ-друга почитали и поступали такъ, какъ заповѣдалъ Христосъ, сказавшій ученикамъ своимъ: «Заповѣдь новую даю вамъ, да любите другъ друга». Въ наше время многіе стали забывать этотъ великій Божій завѣтъ: вражда, зависть, недовольство — вотъ что мы теперь чаще и чаще видимъ; смуты и волненія вспыхиваютъ мѣстами, а это уже не братское дѣло. Пожелаемъ же другъ другу истинной христіанской радости — примиренія и успокоенія, дружбы и спокойствія, чтобы какъ должно, по христіански отъ чистаго сердца отвѣтить привѣтствующимъ:«Во истину Воскресе».
Къ празднику каждому хочется порадовать своихъ ближнихъ чѣмъ можно. Вотъ и мы поговоримъ съ нашими читателями о вѣстяхъ для нихъ радостныхъ.
Государь Императоръ, милостивымъ письмомъ отъ 30-го марта этого года поручилъ члену Государственнаго Совѣта, сенатору И. Л. Горемыкину, вмѣстѣ съ другими, назначенными Самимъ Государемъ лицами, заняться дѣломъ устройства крестьянскаго землевладѣнія и землепользованія.
Въ этомъ письмѣ Государь соизволилъ начертать слѣдующія слова: „Во главѣ заботъ Моихъ о благоден-
ствіи Россійской Державы Я полагаю мысль о наилучшемъ устройствѣ многочисленнѣйшаго въ Россіи крестьянскаго сословія". Эти слова Монарха должны быть особенно дороги нашему крестьянству; они доказываютъ, что нужды крестьянъ всегда близки сердцу Царя, что Онъ о нихъ помчитъ, заботится и сдѣлаетъ все, что только возможно для облегченія и устройства крестьянскаго быта.
Крестьянское сословіе самое многочисленное на Руси, всѣхъ крестьянъ насчитывается свыше 87 милліоновъ, потому понятно, что благополучіе крестьянъ является въ то же время благополучіемъ всей земли русской.
Отчего же въ такомъ случаѣ мы видимъ, что среда подданныхъ нашего Государя многіе и во многомъ нуждаются. Почему, напр., крестьянскія нужды такъ велики, что даже самъ Государь въ томъ же рескриптѣ сенатору Горемыкину, между прочимъ, указываетъ, что въ «нѣкоторыхъ внутреннихъ губерніяхъ Имперіи хозяйственное положеніе сего сословія (крестьянъ) въ значительной степени поколеблено». А все это весьма понятно: незначительную нужду легко исправить, а нужду всего многочисленнѣйшаго сословія, нужду многообразную и весьма сложную, невозможно устранить сразу; на это не хватитъ ни силъ, ни средствъ человѣческихъ. Самодержавный Государь, при всемъ Его могуществѣ, можетъ совершить только возможное. Желать и ждать невозможнаго, какъ каждый хорошо понимаетъ, нельзя.
Все же, что оказывается возможнымъ, за послѣднія три царствованія для крестьянъ дѣлалось, дѣлается и будетъ дѣлаться.
Закончивъ личное освобожденіе крестьянъ, и устроивъ ихъ общественный бытъ, приравнявъ когда то безправное крестьянство къ остальнымъ свободнымъ сословіямъ, Правительство теперь перешло уже къ заботамъ объ улучшеніи имущественнаго положенія крестьянъ. Рескриптъ 30-го марта является въ этомъ отношеніи началомъ событій величайшей важности.
Всякому хорошо попятно, что имущественное благосостояніе крестьянъ во многомъ зависитъ отъ земли. Дѣйствительно, есть у насъ въ Россіи и мѣстности не чисто земледѣльческія, въ которыхъ крестьяне живутъ преимущественно отъ промысловъ и разныхъ заработковъ на фабрикахъ, заводахъ и въ городахъ, но такихъ мѣстъ сравнительно немного. Большинство крестьянства живетъ отъ земли. На дѣло земельнаго устройства крестьянъ потому Правительство и обращаетъ такое большое вниманіе. Въ рескриптѣ 30-го марта имѣются слѣдующія слова Государя, подтверждающія эту заботу о крестьянскомъ земельномъ устройствѣ: „Я нахожу полезнымъ, чтобы независимо отъ разрабатываемыхъ въ Министерствѣ Внутреннихъ Дѣлъ преобразованій, въ области крестьянскаго управленія, особое вниманіе обращено было на непосредственное упроченіе земельнаго строя крестьянъ, какъ главной основы народнаго благосостоянія“.
Прежде всего, конечно, возникаетъ вопросъ: чего же можно ожидать въ дѣлѣ упроченія земельнаго строя крестьянъ. Какія мѣропріятія предприметъ Правительство для устраненія нужды крестьянъ въ землѣ. Второй же, не менѣе важный, вопросъ — это: какъ скоро можетъ совершиться намѣченное Правительствомъ дѣло.
Относительно перваго вопроса въ самомъ же рескриптѣ имѣется ясное указаніе Государя на то, что улучшеніе крестьянскаго землевладѣнія надлежитъ произвести „при непремѣнномъ условіи охраненія частнаго землевладѣнія отъ всякихъ на него посягательствъ". Значитъ земли, принадлежащія помѣщикамъ и другимъ землевладѣльцамъ, отнюдь не могутъ быть отъ нихъ отобраны, при какихъ бы то ни было условіяхъ. Всѣ слухи о прирѣзкахъ земли крестьянамъ за счетъ помѣщичьихъ земель, разговоры о разныхъ „общихъ передѣлахъ" земли — все это чистѣйшій вздоръ, распускаемый въ народѣ людьми, желающими вызвать смуту и безпорядки, для того, чтобы подъ шумъ этихъ безпорядковъ добиться осуществленія своихъ собственныхъ цѣлей, ничего общаго съ крестьянскими нуждами не имѣющихъ. Насколько не вѣрны эти слухи, пойметъ каждый благоразумный человѣкъ: нужно помнить, что земля, какъ и всякая собственномъ, нигдѣ, ни въ одномъ государствѣ, никогда не отбиралась насильно отъ владѣльцевъ. Насильное отобраніе собственности ничто иное какъ грабежъ, преступленіе; это все равно если бы, напримѣръ, отбирать лошадей или коровъ у тѣхъ крестьянъ, у которыхъ скота много и отдавать отобранный скотъ неимущимъ. Развѣ это было бы по правдѣ! Наконецъ, если бы, допустить такой невозможный порядокъ, то развѣ сталъ бы кто нибудь трудиться и наживать добра. Конечно нѣтъ. Жить при такихъ порядкахъ было бы совершенно невозможно, ибо никто не сталъ бы работать, а разсуждали бы по волчьи — «что стянулъ,— то мое», и жизнь тогда была бы не людская, а звѣриная.
Пожалуй, кто нибудь на это возразитъ — «а какъ же послѣ освобожденія крестьянъ имъ была дана въ надѣлъ земля». Однако, это возраженіе совсѣмъ неправильное, и вотъ почему: земля крестьянамъ, согласившимся платить выкупъ, была дѣйствительно Правительствомъ дана, но только та, которою крестьяне въ дѣйствительности пользовались еще во времена крѣпостной зависимости. Земля эта принадлежала ранѣе помѣщикамъ, какъ и принадлежали имъ сами крестьяне; все имущество крѣпостного крестьянина считалось собственностью помѣщика, такъ что даже земли, купленныя крестьянами на свои деньги, записывались на имя помѣщика, потому что сами крестьяне лишены были права имѣть личную собственность. Отошли отъ помѣщика крестьяне — отошла съ ними, по справедливости, и земля, которая кормила ихъ, на которой они споконъ-вѣку сидѣли. Поэтому предоставленіе крестьянамъ при ихъ освобожденіи тѣхъ земель, которыми они пользовались какъ крѣпостные, представлялось дѣломъ справедливымъ.
Совсѣмъ не тотъ порядокъ теперь. Крестьяне живутъ сами по себѣ, имѣютъ свою собственность, которую любятъ и оберегаютъ. Помѣщики тоже живутъ своими средствами и ни на даровой крестьянскій трудъ, ни на имущество крестьянъ правъ не имѣютъ, а потому и у крестьянъ нѣтъ никакого права разсчитывать на чужое для нихъ помѣщичье имущество.
Наконецъ, въ настоящее время и помѣщиковъ-то прежнихъ нѣтъ; теперь есть разные землевладѣльцы: дворяне, купцы, мѣщане и крестьяне. Въ частномъ владѣніи крестьянъ земли не мало: болѣе 20 милліоновъ десятинъ куплено крестьянами земель послѣ уничтоженія крѣпостного права, до нынѣшнихъ дней, а вѣдь это, если считать кругомъ, то на каждый уѣздъ придется около 50 тысячъ десятинъ земли, купленной крестьянами. Что-же, стало-быть и эту землю тоже дѣлить нужно?!
Отъ уничтоженія помѣщичьихъ земель для крестьянъ и пользы не было бы. Во первыхъ, земли помѣщичьей не такъ много, чтобы ею всѣхъ крестьянъ обогатить, а главное, если бы не было помѣщичьихъ имѣній, то гдѣ бы крестьянину заработать лишнюю копейку. Какъ ни какъ, а около помѣщичьихъ имѣній въ настоящее время не мало народу кормится, а кромѣ того, у помѣщиковъ и хозяйство ведется получше, нежели у крестьянъ, значитъ — можно въ имѣніяхъ многому поучиться. Въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ помѣщиковъ нѣтъ, нерѣдко приходится отъ самихъ же крестьянъ слышать объ этомъ сожалѣнія. Въ Сибири, напримѣръ, всѣмъ бы хорошо, и земли много и всякое приволье есть, а все же иной разъ приходится слышать жалобы переселенцевъ на отсутствіе помѣщичьихъ хозяйствъ и на недостатокъ вслѣдствіе этого посторонняго заработка.
Однако, неприкосновенность помѣщичьихъ земель и необходимость для самихъ крестьянъ сохраненія во владѣніи помѣщиковъ крупныхъ имѣній не означаетъ еще, что Правительство наше не можетъ устроить крестьянъ и снабдить кого нужно землей. Свободныхъ земель у насъ еще очень много: одна Сибирь столь велика, что тамъ можно поселить хоть всѣхъ малоземельныхъ крестьянъ; а кромѣ Сибири есть еще Закаспійскій край. Помимо того можно переселять крестьянъ и на свободныя казенныя земли въ самой Россіи; объ этомъ еще въ прошломъ году былъ изданъ законъ, осуществленіе котораго задерживается лишь переживаемыми Россіей затрудненіями по случаю войны.
Значитъ, если правильно устроить переселеніе, то вотъ первое и самое вѣрное средство противъ малоземелья.
Затѣмъ нужно сказать еще о весьма важномъ средствѣ увеличенія крестьянскаго землевладѣнія — о Крестьянскомъ поземельномъ банкѣ.
Крестьянскій банкъ оказываетъ помощь крестьянамъ при покупкѣ ими земель у частныхъ владѣльцевъ, выдавая ссуды на покупку этой земли, а иногда и самъ покупаетъ земли и послѣ продаетъ ихъ крестьянамъ,съ разсрочкой платежа на долгіе годы. Съ помощью Крестьянскаго банка нѣсколько милліоновъ десятинъ земли уже куплено крестьянами, — несомнѣнно, что и въ будущемъ покупка пойдетъ не менѣе успѣшно.
Затѣмъ, въ Высочайшемъ рескриптѣ указана необходимость улучшенія и въ предѣлахъ надѣльнаго крестьянскаго землепользованія. Улучшенія эти заключаются въ правильномъ разграниченіи крестьянской земли, въ устраненіи черезполосицъ и всѣхъ вытекающихъ изъ неудобнаго расположенія земли неблагопріятныхъ для хозяйства явленій.
Здѣсь, между прочимъ, у мѣста будетъ сказать и нѣсколько словъ о хуторномъ разселеніи крестьянъ на надѣльныхъ земляхъ. Вопросъ этотъ за послѣднее время горячо обсуждался самими же крестьянами на страницахъ „Сельскаго Вѣстника“, причемъ многіе крестьяне настойчиво высказывались за желательность добровольнаго выселенія на хутора и за хуторное хозяйство, въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ это окажется возможнымъ. Хуторное разселеніе, на самомъ дѣлѣ, сильно должно способствовать улучшенію крестьянскаго хозяйства: при теперешнемъ — общинномъ землевладѣніи каждый общественный участокъ является какъ бы сплошной черезполосицей потому, что душевые надѣлы отдѣльныхъ домохозяевъ разбросаны и перемѣшаны между собою по разнымъ концамъ общественныхъ клиновъ. Въ большихъ селахъ надѣлы отстоятъ порой отъ жительства крестьянъ на десятки верстъ. Понятно, что при такихъ условіяхъ трудно хорошо обработать и удобрить землю. Кромѣ того, при передѣлахъ общественной земли на новыя души удобренныя полосы переходятъ другимъ владѣльцамъ и хотя бывшіе хозяева такихъ удобренныхъ полосъ имѣютъ право требовать отъ общеста вознагражденія за отобранную отъ нихъ удобренную ими землю, однако, рѣдко кто захочетъ изъ-за этого права своего съ міромъ тягаться. Поэтому то и случается въ большихъ обществахъ, что отдаленныя поля вовсе не удобряются и почти перестали родить хлѣбъ. Между тѣмъ, если бы на такихъ отдаленныхъ земляхъ поселиться хуторами, то и обработка этихъ земель стала бы иная, а слѣдовательно и урожай хлѣбовъ былъ бы не тотъ, какъ нынѣ.
Но читатель, можетъ быть, скажетъ: да гдѣ же новыя существенныя мѣры для улучшенія быта крестьянства? Вѣдь и Крестьянскій банкъ и переселеніе существуютъ и теперь; слѣдовательно рескриптомъ 30-го марта ничего новаго не указано.
Такое замѣчаніе однако невѣрно. Да, есть и нынче Крестьянскій банкъ, есть и переселеніе, но вѣдь все дѣло въ размѣрахъ ихъ. дѣятельности. До сихъ поръ Крестьянскій банкъ и переселеніе имѣли въ виду устроить небольшое число лицъ, нуждающихся въ землѣ. Потому и средства ихъ были весьма ограничены. И все же при-
бавку къ крестьянскимъ землямъ нѣсколькихъ милліоновъ десятинъ, уже купленныхъ крестьянами при помощи Крестьянскаго банка, нельзя считать небольшой. Но если расширить дѣятельность Крестьянскаго банка, если дать большія, чѣмъ теперь отпускаются, средства для устройства переселенцевъ, то эти двѣ мѣры должны получить громадное значеніе и при ихъ помощи хозяйственное положеніе крестьянъ несомнѣнно можетъ быть чрезвычайно улучшено.
Какъ видитъ читатель, средствъ для устройства крестьянъ весьма достаточно, надо получше въ нихъ разобраться, наладить все дѣло и смѣло можно сказать, что съ помощью ихъ много крестьянской нужды и затрудненій можно избыть; а такъ какъ Самъ Государь желаетъ улучшить крестьянскій бытъ, то значитъ такъ и будетъ.
Надо твердо вѣрить въ лучшее будущее, но вмѣстѣ съ тѣмъ необходимо и того не забывать, что на всякое большое дѣло нужны большія деньги и достаточный для исполненія его срокъ. Возьмемъ хотя бы переселеніе. Чтобы правильно его наладить, нужно сперва заготовить участки, нужно выдавать ссуды и пособія переселенцамъ на путевыя издержки и для домообзаводства на новыхъ мѣстахъ, продовольствія имъ нужно заготовить хотя на первое время, да и мало ли что нужно. Если теперь скажемъ, что въ переселеніе захотятъ идти хоть милліонъ крестьянскихъ семействъ, то вѣдь на нихъ придется затратить казнѣ милліоновъ сто денегъ, потому что меньше 100 рублей на семью нельзя истратить для того, чтобы устроить дѣло какъ надо. Да и не одинъ милліонъ семействъ нужно переселить, чтобы свободнѣе стало въ малоземельныхъ мѣстахъ, а гораздо больше. Сколько же значитъ нужно затратить денегъ на одно переселеніе! На разселеніе, на покупку земли черезъ Крестьянскій банкъ — на все нужны деньги и огромныя деньги.
Откуда же ихъ взять теперь, когда одна война стоитъ Россіи страшныхъ расходовъ.
Однако, вѣдь войну нельзя бросить сейчасъ же, не побѣдивъ врага, иначе придется платить ему военную подать, или какъ ее называютъ контрибуцію; если же Россіи нужно будетъ платить дань врагу, то кромѣ позора еще будетъ и та бѣда, что въ теченіе многихъ лѣтъ не окажется возможности произвести внутреннія улучшенія, и устроить какъ нужно крестьянъ, за недостаткомъ денегъ. Значитъ, намъ необходимо закончить эту войну съ успѣхомъ, во первыхъ потому, что только послѣ побѣды и почетнаго мира Правительство наше получитъ возможность приступить къ дѣлу устроенія крестьянъ, а во вторыхъ и потому, что тѣ земли, за которыя мы въ настоящее время воюемъ, очень нужны именно для самихъ крестьянъ для ихъ переселенія. Вѣдь Японіи хотѣлось бы завладѣть нашимъ благодатнымъ Уссурійскимъ краемъ.
Значитъ, теперь радъ не радъ, а драться нужно до послѣдней возможности и во что бы то ни стало необходимо отбиться отъ врага съ честью.
Переселенческое движеніе въ настоящее время пока пріостановлено потому, что Сибирь занята войной и всѣ желѣзныя дороги, ведущія за Уралъ, запружены перевозкой войскъ и военныхъ припасовъ. Значитъ, переселеніе въ Сибирь станетъ возможнымъ лишь по окончаніи войны.
Но не одна война мѣшаетъ устройству нашихъ внутреннихъ дѣлъ. Едва ли не большее препятствіе доброй, успѣшной работѣ Правительства происходитъ отъ нашихъ внутреннихъ смутъ и безпорядковъ. Внутреннія смуты все равно, что пожаръ въ домѣ, какой же хозяинъ во время пожара станетъ починять свою хату. Прежде всего онъ, конечно, станетъ тушить пожаръ. Такъ и наше Правительство — можетъ ли оно сейчасъ какъ слѣдуетъ заняться внутреннимъ устройствомъ дѣлъ, а въ томъ числѣ и улучшеніемъ крестьянскаго быта, когда то тамъ, то здѣсь по Россіи вспыхиваютъ безпорядки, грабежи, насилія и прочія бѣды; впору только съ ними справляться.
Изъ всего здѣсь сказаннаго слѣдуетъ каждому понять: 1) что Государь твердо рѣшилъ, а Правительство приложитъ всѣ старанія улучшить крестьянскія земельныя дѣла, устранить, на сколько то окажется возможнымъ, крестьянское малоземелье, и помочь крестьянамъ устроить свое хозяйство возможно лучше; 2) въ настоящее время въ Петербургѣ, по приказу Царя, назначенные Имъ люди занимаются составленіемъ такихъ законовъ, которые должны помочь крестьянамъ въ ихъ хозяйственныхъ и личныхъ нуждахъ; 3) на проведеніе всѣхъ этихъ желаній Государя въ жизнь, на осуществленіе всѣхъ намѣченныхъ мѣропріятій, требуются время и деньги, а потому крестьянамъ нужно спокойно, доброжелательно и увѣренно ожидать обѣщенныхъ Царемъ улучшеній ихъ быта и не сомнѣваться въ томъ, что нужды ихъ будутъ облегчены, и 4) а потому крестьянамъ нужно сохранить полное спокойствіе, избѣгать всякихъ безпорядковъ, такъ какъ только при внутреннемъ порядкѣ и спокойствіи Правительство можетъ успѣшно закончить войну, осуществить тѣ намѣченныя Государемъ преобразованія, которыя должны устроить крестьянскій бытъ.
Стало быть, дальнѣйшее благо крестьянъ во многомъ отъ нихъ же самихъ зависитъ.
[Сельскій Вѣстникъ, Особое прибавленіе къ Пасхальному нумеру. 17-го апрѣля 1905 года, стр.1-4]
См.
Рождество 1914. 1915-1, 1915-2, 1915-3, 1915-4, 1915-5
С Рождеством Христовым 1914, 1915-1, 1915-2, 1915-3, 1915-4, 1915-5
Подписаться на канал Новости из царской России
Оглавление статей канала "Новости из царской России"
YouTube "Новости из царской России"