Войну сложно назвать занятием благочестивым. Вообще человек – это единственный живой вид на планете, который убивает себе подобных просто так, без видимой угрозы жизни или вне доктрины пищевой конкуренции. Но даже в этом кровавом деле есть свои рамки морали. В Древней Греции имелось два бога войны – Афина и Арес. Причем Афина отвечала за войну, ведущуюся по определенным правилам, с хитрыми маневрами и благородными поступками. А вот ее коллега Арес олицетворял слепую ярость и ненужную жестокость.
Войны велись всю историю человечества, и каждый участник этого действа где-то бывал слишком жесток и неоправданно коварен. И все же реноме бойцов у всех разное. Швейцарцы, к примеру, считались эталоном преданности и стойкости, итальянцы славились как лучшие защитники крепостей. А вот турки вошли в историю как любители необоснованной резни. Причем страдали часто не воины, а обычные мирные жители территорий, подвластных султану. Правда, соблюдалось одно условие – жертв выбирали из числа иноверцев. При этом к другим конфессиям турки, в принципе, относились терпимо – но до поры.
К началу XIX столетия прежде мощнейшая Османская империя стремительно дряхлела, и многие ее подданные, удерживаемые только силой оружия, стали все чаще доставлять огорчения султану. В ответ тот устраивал террор. Собственно, иного способа удержать в повиновении взбунтовавшуюся периферию у него и не было – средневековое, по сути, государство рассыпалось на глазах, и других возможностей продлить агонию тогдашние правители просто не видели. Особенно ярким эпизодом истории можно считать войну, начавшуюся в 1821 году – тогда Греция, пресытившись жестким правлением султана, решила любой ценой добыть себе свободу.
Надо сказать, что греки, при всей своей ненависти к захватчикам, действовали довольно благородно. Скажем, когда они захватили старую византийскую крепость Монемвасию, уцелевших турок из ее гарнизона (а их оказалось достаточно много) греки не только не казнили, но еще и переправили на родину в Малую Азию! Но вот османы придерживались иной военной доктрины. И потому устроили реальный террор. Причем одинаково страдали области, охваченные революционным порывом, и мирные земли, считавшими допустимой власть Стамбула. Собственно, это был самый настоящий геноцид.
Как известно, в любой войне встречаются коллаборанты. Но даже соглашательская позиция и выраженный нейтралитет не спасали – туркам требовалось не просто подавить сопротивление, а сделать его невозможным даже на долгую перспективу. К примеру, Константинопольский Патриарх Григорий, узнав о восстании греков под предводительством Александра Ипсиланти, предал последнего анафеме. Но турки не оценили прогиба и в апреле 1821 года попросту повесили главу православной церкви вместе с тремя другими видными сподвижниками. А потом тела казненных бросили в Босфор. В тот же день в Адрианополе казнили предыдущего Патриарха Кирилла с тремя десятками священников. Но это не самый показательный пример. Куда поучительней история Хиоса.
Этот остров расположен довольно близко к побережью Турции и географически относится к Азии. Но населяли его многие годы греки. И в регионе Хиос играл важную экономическую роль – только там росли мастиковые деревья и вообще хиосские купцы да мореходы славились оборотистостью и профессионализмом. Поэтому турки дали региону полную свободу, предпочитая получать регулярный процент. Вплоть до того, что некоторым монастырям на острове разрешалось иметь колокола. А самих монастырей насчитывалось около 300 – это при 120 тысячах населения!
Какое-то время Хиос не поддерживал революции. Мол, слишком близко до турецкого берега, а потому опасно. Хотя Самос находился еще ближе, что не мешало его жителям бороться с османами. Любопытно, что жители Хиоса участвовали почти во всех тайных обществах, отстаивающих независимость. Но участие это сводилось к тайным разговорам. В принципе, основная масса людей была готова повоевать за свою независимость. Но вот местная верхушка воевать отказывалась – из-за страха потерять султанские привилегии и покровительство сестры султана. Дошло до того, что турецкий комендант потребовал 10 заложников в качестве гарантии от необдуманного бунта. Жители посовещались и добровольно выдали 40 заложников.
Благополучие закончилось в марте 1822, когда на Хиос высадился отряд самиотов в 2500 человек. Они быстро сообразили, как мотивировать местных. И взяли из их числа 160 заложников. Только для того, чтобы местные наконец-то начали бороться с турецкой властью, а не поддерживать ее. Турецкий гарнизон в 1500 солдат попробовал решить проблему в чистом поле, но оказался разгромлен. Крепость пала. Примечательно, что, когда самиоты вошли в укрепление, многие греческие магазины работали – мол, торговать можно при любой власти.
Когда султан узнал о захвате Хиоса самиотами, он немедленно снарядил экспедицию. Причем солдатам не ставилась задача отделять бунтовщиков от мирных. Им приказали устроить показательную карательную акцию.
Понятное дело, что силы оказались неравны, и у восстания на острове шансов не было. Кто-то из жителей Хиоса вышел встречать армию султана без оружия с красным флагом (знак подчинения), но их убивали. Собственно, убивали всех без разбора. За несколько дней было убито около 30 тысяч (треть – за первые сутки вторжения). Еще примерно 45 тысяч продали в рабство. Убежать смогли 23 тысячи. Остальных насильно обратили в ислам.
Часть населения ушла в горы. Турки, не желая гоняться за ними, устроили ложную амнистию – освободили часть заложников, объявив, что больше никто не пострадает и всем уцелевшим дается прощение. Когда поверившие посулам люди спустились в долину, их всех перебили. А заодно и тех заложников, что выпустили в целях пропаганды – они больше не требовались.
Из 700 церквей уцелела только одна – о ней просто забыли в суматохе. Остальные сожгли. Часть беглецов осела на острове Псара. И там население увеличилось с прежних 7 тысяч до 31! Правда, не все беженцы пришли с Хиоса. Многие были родом с других островов – турок на тот момент география мало заботила, и они работали под одну гребенку. Но и тут спасенным людям покоя не было. В 1824 году турки на этом острове повторят хиосскую резню. Погибнут практически все 7 тысяч коренных жителей и половина (12 тысяч) эмигрантов.
Интересно, что турки ставили цель запугать греков. Но их действия только обозлили их. И теперь война стала совершенно бескомпромиссной. Люди решили или победить, или погибнуть с честью. Ну а в Европе протурецкая политика стала немодной. Правда, осуждение турок не сделало греков политическими сообщниками. И тем предстояло еще 7 лет борьбы.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала