Кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре архитектурный комплекс, включающий в себя три строения здание собора, колокольня Джото и баптистерий. Баптистерий Сан Джованни самое древнее сооружение из сохранившихся строений Флоренции, построенное в 5-м веке, мраморная облицовка была выполнена позже в 11 12 веках.
Собор Санта Мария дель Фьоре, несомненно являющийся символом города и гордостью горожан - потрясающей красоты сооружение, обладающее притягательной силой. От его разноцветной облицовки фасадов, переливающейся нежными оттенками розового, белого и зеленого и кружевной вязи невозможно отвести взгляд.
При первом взгляде на этот архитектурный шедевр, создаваемый несколькими поколениями самых именитых мастеров и архитекторов в течении шести веков, нет сил удержаться от взрыва эмоций восторг, удивление, радость от созерцания.
Едва насладившись общей картиной и сделав напрасную попытку унять восторженные чувства, глаза начинают обращать внимание на детали облицовки фасадов. И тогда приходит понимание, что на них нет ни одного пустующего места, ни одного крошечного участка, не задействованного мастером, сотворившим это чудо.
А потом голова запрокидывается и ярким огромным терракотовым пятном возникает восьмигранный купол, словно парящий над городом.
Так как же все начиналось?
На этом месте рядом с баптистерием в 4 5 веках был возведен собор, освещенный в честь покровительницы Флоренции Святой Репараты. Со временем собор устарел, обветшал и его размеры уже не подходили для процветающего города с населением 90 тысяч человек. К тому же в соседних Сиене и Пизе, тосканских соперниках Флоренции, уже были выстроены шикарные соборы и флорентийский без сомнения должен был превзойти их в грандиозности и величии.
В конце 13 века приступили к разборке старого храма и подготовке места для возведения нового, более современного и большого.
Во Флоренции с 1284 года жил знаменитый итальянский скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио, работавший над созданием шедевров итальянской готики базиликой Санта-Кроче и Палаццо Векью.
В 1296 году, получив задание от гильдии искусств, он разработал проект и приступил к строительству своего самого грандиозного сооружения, собора Санта Мария дель Фьоре. За основу был взят Пантеон в Риме, огромный восьмигранный купол собора своими размерами должен был превзойти размеры баптистерия. Но до своей смерти в 1302 году ди Камбио успел лишь начать возведение фасада собора и заложить фундамент колокольни, а затем работы были приостановлены почти на тридцать лет.
В 1331 году гильдия торговцев шерстью, взяв под свое попечительство строительство собора, назначила главным архитектором итальянского художника и архитектора Джотто ди Бондоне. Но все мысли мастера были заняты кампанилой, барельефы фасадов которой по его проекту должны были представлять все сферы деятельности человечества начиная от Сотворения мира. В 1337 году, когда Джотто умер, был возведен лишь 1-й этаж колокольни. Тем не менее ее до сих пор называют Башня Джотто.
Работы опять были прекращены, в этот раз в связи с эпидемией чумы и начаты вновь после ее окончания в 1349 году.
Следующим архитектором был назначен Франческо Таленти, итальянский скульптор и архитектор, который последующие 18 лет возглавлял строительство. Работы по дальнейшему возведению стен собора и окончание строительства башни велись одновременно. Таленти внес изменения в окончательный вид кампанилы, он увеличил высоту этажей и внес в ее облик готические черты, придав сооружению тем самым легкость и стройность. Были добавлены красивые украшенные резьбой окна. В 1359 году колокольня, высотой 87,4 метра наконец то была готова и теперь все силы можно отдать строительству собора.
Таленти полностью изменил проект собора, к 1368 году им была создана деревянная модель собора, по которой в дальнейшем и велось строительство.
Далее работы велись под руководством нескольких архитекторов и к 1380 году основные работы по возведению стен здания наконец-то были закончены. Длина собора -160 метров, ширина -90 метров.
Оставалось соорудить самый важный элемент собора- купол, но с этим как раз и возникли проблемы. Слишком затратно, да и технически по тем временам немыслимо и как следствие работы опять были приостановлены на долгие 40 лет.
А тем временем Средневековые мастера, зодчие, архитекторы пытались решить, казалось бы, совершенно не решаемую загадку как же возвести такой огромный купол, который бы своей тяжестью не обрушил само здание, строившееся разными мастерами в течение ста лет? Возможно ли построить леса, как вести работы на такой головокружительной высоте?
В 1418 году был объявлен конкурс на создание проекта купола собора Санта Мария дель Фьоре, в котором победил один из величайших итальянских зодчих, ученый и инженер эпохи раннего Возрождения Филиппо Брунелески. С 1404 года вместе с Лоренцо Гиберти включенный в комиссию по наблюдению за состоянием собора, Филиппо был увлечен проектом купола и размышлял о самостоятельном решении проблемы, работая над эскизами. В 1417 году у него был готов и деревянный макет в пропорциях 1:6. На конкурсе он смог превзойти всех претендентов благодаря своей находчивости и инженерным навыкам, продемонстрировав комиссии новый макет, на этот раз кирпичный в пропорциях 1:8. В 1420 м году Брунелески был назначен главным архитектором и беспрецедентное по тем временам строительство началось.
<em>Филиппо Брунеллески предложил построить двухслойный, пустотелый купол с мощным каркасом из восьми основных ребер и 16 вспомогательных, опоясанных кольцами, без применения громоздких строительных лесов. Внутренняя оболочка несла основную конструктивную нагрузку и представляла собой мощный каркас из арматур, или „цепей“, которые были включены в кладку. Внешняя оболочка была более легкой, держала динамику формы и выполняла декоративную роль. Такая конструкция значительно сокращала количество строительных материалов, которые было необходимо поднять на высоту около 100 метров. Но даже при этом их вес составил 9000 тонн. </em>
<em>
</em>
<em>Конструктивная тайна купола Санта-Марии дель Фьоре неясна до сих пор. Брунеллески нашел устойчивый для такого объема изгиб ребер их дуга выдерживает угол в 60 градусов и обладает особой прочностью. Кирпичи располагались не горизонтально, а с наклоном внутрь, что давало совсем иную нагрузку на основание и ослабляло внутренний распор. Также была использована система кладки „в елочку“, то есть чередование уложенных вертикально и горизонтально кирпичей.</em>
В 1436 году сложнейшее и грандиозное строительство эпохи Возрождения было завершено, купол, состоящий из четырех миллионов терракотовых ярких кирпичей был готов. На торжественной церемонии открытия и освещения собора Папой Римским Евгением IV купол победно сверкал на весеннем флорентийском солнце. Внешняя высота купола 116,5 метров, а отверстие на его вершине в 1461 году было закрыто фонарной башенкой лантерной, последней работой непревзойденного мастера Филиппо Брунелески.
Цель достигнута сооружение на тот момент стало самым большим собором в Европе: одновременно внутри могли находиться около тридцати тысяч человек.
После смерти Филиппо Брунеллески, в 1446 году, его, как прежде и Джотто ди Бондоне, похоронили в пределах храма.
В последующие почти три века вокруг освещенного собора с недостроенным фасадом разгорелись не шуточные страсти: попечительные советы, вельможи и чиновники разных рангов и категорий старались перетащить в свою пользу работы по отделке фасадов, дабы поиметь с этого деньги для собственных нужд. Ничего нового отмывание было, есть и будет. В силу самых невероятных действий по приказу герцога Тосканы Франциска I Медичи в 1587 году собор и вовсе был разрушен, затем вновь собран.
Наступил 19-й век и правительством Флоренции опять был объявлен конкурс на право проектирования фасада и брошен клич на сбор средств. Победивший в конкурсе итальянский зодчий Эмилио де Фабрис приступил к конечной стадии оформления собора, используя в украшении многочисленных узоров и орнаментов фасадов разноцветный полихромный облицовочный материал. Плавный переход белого мрамора из Каррары, розового из Мареммы и зеленого серпентина из Прато заставляет собор буквально играть цветами, имитируя трехцветный итальянский флаг.
Так что мы с вами в настоящее время имеем огромное счастье любоваться именно этим шикарным фасадом, законченным в 1887 году.
Существенный вклад в строительство заключительной стадии собора внес Павел Петрович Демидов, русский промышленник и меценат, вручивший муниципалитету крупную сумму. Сумма была солидная и в благодарность за это на фасаде собора, среди прочих имен благотворителей, размещен герб Демидовых. Находится он справа от входа в собор на самом почетном месте.
<em>Герб Павла Демидова князя Сан-Донато, представляет собой щит, разделенный на четыре части, прикрытые малым щитком с гербом фамилии Демидовых, в верхней части которого три рудоискательных лозы, а в нижней молот. </em>
<em>
</em>
<em>В четырех делениях гербового щита в шахматном порядке расположены эмблемы гербов города Флоренции серебряные лилии и греческий крест, что отражает принадлежность территории виллы Сан-Донато к Флоренции.</em>
Интерьеры католического собора значительно уступают витиеватым роскошным фасадам, они скромны и лаконичны, но хранят тайны. Фото вято из интернета.
Под сводами собора был убит Джулиано Медичи и спасся его брат, герцог Лоренцо. Стены собора помнят пламенные проповеди доминиканского священника Джироламы Савонаролы и шорох резца Микеланджело, работавшего над статуей Давида и так и не законченной Пьетой.
Вас не оставят равнодушными ни фрески, ни витражи и скульптуры великих мастеров и конечно же внутренняя часть купола, расписанная во второй половине 16 века мастерами Джорджо Вазари и Федерико Цуккари.
Для общего впечатления о флорентийском соборе Санта Мария дель Фьоре стоит подняться на смотровую площадку купола, преодолев 463 ступеньки по довольно узкой лестнице.
Можно подняться и на смотровую площадку колокольни Джотто, туда ведут в 414 ступенек.
Я выбрала большее количество ступенек и была вознаграждена великолепными панорамами Флоренции со смотровой площадки знаменитого и многострадального купола флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре.
О моем подъеме на купол в жуткую грозу я описала в рассказе Флоренция-как много в этом слове