Найти тему
Shadmer | Истории

Вольный конспект | Обыденный мир (часть 3) - окончание начала

Оглавление

Оставшиеся функции обыденного мира в «Путешествии писателя».

Первые 8 функций в предыдущей статье по ссылке внизу.

9. Представление героя аудитории

Герой может быть негодяем, но читатель должен видеть его глазами. Ощущать вместе с ним немеющие от мороза пальцы; делить безысходность от разбитого сердца; радоваться научному прорыву.

Читатель должен чувствовать героя. Что угодно, только не безразличие!

10. Идентификация

Люди читают о людях. Даже если герой — нечеловеческое существо, его наделяют понятными стремлениями. Все мы жаждем признания, хотим любить и быть любимыми, понятыми, принятыми группой сородичей.

Так читатель поймёт мотивацию героя.

11. Лишения героя

Если история начнётся с лишения, у героя сразу обозначится цель — найти утраченное и обрести целостность.

Изъяном может стать что угодно: физический объект, духовнее качество или вовсе метафора.

Навскидку.

В первой сцене Анна отчитывает дочь за плохую отметку. Готова едва ли не убить её за единственную четверку среди пятёрок. После разговора девочка в слезах запирается в комнате.
Всё потому, что Анна разочарована собственной жизнью и хочет идеальной судьбы для дочки. Женщина отправляется в особенный мир (что бы это ни значило в данной истории) и после принимает свои недостатки.
В финале девочка приходит домой в слезах — она в ужасе перед матерью. Но Анна уже приняла себя, и теперь принимает несовершенство дочери. Она не устроит разнос, а просто обнимет девочку, чтобы утешить и попросить прощения.
-2

Сцена с плохой отметкой в обыденном мире — метафора лишения, разрешившаяся в конце истории.

12. Трагические изъяны

Ещё Аристотель говорил: трагический герой непременно должен иметь недостаток.

Иначе читателя ждёт очередная история Мэри или Марти Сью.

13. «Раненые герои»

Персонаж может казаться довольным жизнью в обыденном мире. Его даже не потревожит страшный внешний конфликт.

Например, не прилетят прилетяне, чтобы разрушить отчий дом.

Но героя могут терзать старые раны, не дающий спокойной жизни. Может, это старый «зов к приключениям», который ранее был отвергнут. И чтобы залечить рану, герою нужно всё-таки ступить на дорогу приключений.

14. Что поставлено на карту?

Читатель будет сопереживать герою, если ему будет ясно, каковы ставки? Нужно показать, что может найти или потерять герой? Какие последствия для самого героя, общества или целого мира?

15. Предыстория и экспозиция

Экспозиция помогает аудитории понять героя в контексте текущих событий. Предыстория же рассказывает о значимых событиях прошлого: происхождение героя, его воспитание, привычки, жизненный опыт и т.д..

Предыстория и экспозиция — эффективные, но сложные инструменты: при неумелом использовании они могут запутать историю или навеять на читателя тоску.

16. Тема

Обыденный мир — отличное место, чтобы заявить тему. О чём будет история? Как можно кратко выразить её суть? Это исходное предположение о той или иной сфере жизни.

Тема может быть как объявлена громогласно, так и произнесёна невзначай второстепенным персонажем. Бывает, что её вовсе не сразу уловишь, но она обязана быть, как путеводная нить.

Хорошая история всегда связана с главной темой — в каждой сцене, действии или реплике.

-3

Оглавление: путешествие писателя
Предыдущая статья конспекта:
Обыденный мир (часть 2)
Следующая статья конспекта:
Зов к странствиям