Знаменитые дома художников, которые они сами спроектировали.
Можно было бы просто пригласить архитектора, а затемдекоратора. Но многие известные художники, как только у них появлялись средства на собственный дом, с азартом строили чертежи, рисовали эскизы интерьеров и даже собственными руками делали мебель.
Посмотрим, друзья, как спроектированные дома оказывались неуловимо (и неизбежно!) похожими на своих хозяев.
И сегодня – про дом, который построил Иван Айвазовский.
Дом Ивана Айвазовского в Феодосии
Когда 27-летний Иван Айвазовский вернулся из поездки по Европе, слава бежала впереди него. Его марины были нарасхват, картину «Хаос. Сотворение мира» приобрёл Ватикан, художник был желанным гостем при дворе.
Стремление живописца покинуть Санкт-Петербург и обосноваться в Феодосии изумило столицу. Император Николай I пророчил Айвазовскому, что в провинции он разленится и бросит работать, но художник остался непреклонен.
Можно сказать, Айвазовский создавал из родного города собственную столицу в миниатюре.
Содействовал основанию порта и железной дороги, спонсировал учебные заведения, провел водопровод, построил фонтан.
Что интересно, архитектурный облик разраставшейся Феодосии был предметом его особого беспокойства.
В мемуарах современника Айвазовского по фамилии Галабутский можно встретить курьезный, но показательный эпизод:
«И вот он (Айвазовский) узнает, что обыватель N строит на главной улице, Итальянской 5, дом: постройка уже начата в отсутствие И. К-ча, и дом будет одноэтажный. И. К-ч заволновался ужасно: одноэтажный дом на главной улице! Тотчас по приезде, не успевши отдохнуть с дороги, он зовет к себе обывателя N. Тот, разумеется, немедленно является. „Вы строите одноэтажный дом? Как вам не стыдно? Вы богатый человек! Что вы делаете? Вы мне улицу портите!“ И обыватель покорно изменяет план и строит двухэтажный дом».
Свой собственный двухэтажный дом — украшение Феодосии — Айвазовский закончил в 1845 году. По духу это почти итальянская ренессансная вилла, отголосок путешествий художника по Флоренции, Венеции и Риму.
Проект и декор Айвазовский разрабатывал лично.
«На балконах дома стоят мраморные и керамиковые статуи, вывезенные из Италии; в нишах — мраморные статуи Венеры и Аполлона, а на кронштейнах — керамиковые аллегорические статуи, символизирующие четыре искусства, — описывает дом Айвазовского многолетний директор Феодосийской галереи Николай Барсамов. — Айвазовский обычно привозил из путешествий для украшения своего дома различные скульптуры. Большей частью это были добротной работы садовые статуи, копии с произведений античных мастеров, а иногда и подлинные античные изваяния».
На втором этаже дома Айвазовский разместил три парадных зала. Их окна обращены к морю, а жилые и гостевые комнаты смотрят во двор. Каких только гостей ни приходилось принимать Айвазовскому в этих залах — навещали его и представители царствующей династии, по принципу «Если гора не идёт к Магомету…"
Прекрасная вилла Айвазовского, тем не менее, не лишена конструктивных недостатков.
«В нижнем этаже были столовые, буфетные и ещё ряд помещений и коридоров, — отмечал Барсамов. — Они низки, тесны, перебиты арками, сводами, но вся композиция их так ярка и самобытна, что вполне искупает допущенные при проектировании неудобства и конструктивные несуразности».
«Великий художник был весьма посредственным архитектором, — читаем в воспоминаниях Галабутского, — дом его изобилует множеством коридоров, ни на что не нужных. Известный рассказчик Вейнберг, посетив однажды Айвазовского в Феодосии и осмотрев его дом, сказал: «Вы, И. К-ч, великий художник и великий… коридорник!»
Дом Айвазовского сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, но был благополучно восстановлен и стал музеем — галереей Айвазовского.
https://latypovaschool.ru/