Найти тему

А кому не страшно? - Женщине с букетом морковки 100 лет назад! (Ко дню рождения для вдохновения).

Осенью вдохновляющие истории про чем-то замечательных людей бывают особенно полезны. Когда в очередной раз неожиданно приходит "разве так можно делать", "кто-то не одобрит", "такие времена", "такой возраст", мне нравится узнавать о людях, которых вспоминают много лет или столетий спустя. Сегодня - история про знаменитую натурщицу и художницу Сюзанну Валадон (псевдоним от Анри де Тулуз-Лотрека), умудрившуюся 100 лет назад жить так свободно и смело, как и сейчас многим страшно. Ну и мне нравится ее живопись, особенно ее обнаженные, в которых отражается и свобода, и красота. 23 сентября исполняется 155 лет со дня ее рождения.

Автопортрет
Автопортрет

Эта эксцентричная женщина не только вдохновляла художников и музыкантов своего времени, не только вдохновляла феминисток впоследствии, она и теперь вдохновляет своей удивительной судьбой нерешительных и заплутавших. Правда, я не стараюсь узнать о ней больше и глубже. Ни с острой точки зрения влюбленного Тулуз-Лотрека, ни с мягкой светящейся точки зрения нежно влюбленного во всех женщин Ренуара, ни с точки зрения помогавшего ей Дега, и других друзей-художников. Мне нравится выбирать только главное. Про жизнь, живопись и любовь.

Пьер Огюст Ренуар "Девушка, заплетающая косу", 1885. Валадон, будучи еще Мари-Клементин Валад, у Ренуара появляется в нескольких картинах. Как и у Пюви де Шаванна, у Тулуз-Лотрека, и у Дега, и других художников Монмартра. Всегда очень разная.
Пьер Огюст Ренуар "Девушка, заплетающая косу", 1885. Валадон, будучи еще Мари-Клементин Валад, у Ренуара появляется в нескольких картинах. Как и у Пюви де Шаванна, у Тулуз-Лотрека, и у Дега, и других художников Монмартра. Всегда очень разная.

Впервые я обратила внимание на ее работы на выставке в Петербурге в 2018 "Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса". В ее живописи меня поразили свобода и точность линий, и я не понимала, как не видела этого раньше. Не то, чтобы я изучила ее биографию и работы очень внимательно... Но что-то про свободу мне очень понравилось в ее работах. Про свободу от правил, от возраста, от социальных условий... И про свободу линий. Думаю, не многие художники (и фотографы) даже сейчас могут себе позволить такие откровенные линии. Даже когда делают портреты друзей. Такие не приукрашивающие, но в итоге такие красивые линии. Да и в целом увидеть и передать красоту движения в реальности в нашем мире не так уж просто...

Фрагмент одной из моих любимых картин Сюзан.
Фрагмент одной из моих любимых картин Сюзан.

И вот, не забывая о живописи, вкратце, для вдохновения. Эта женщина, родившись в 1865 году у незамужней прачки, и не знавшая отца, наверное не имела особых шансов тяготиться приличиями, и тратить время на сомнения. Вообще, имела не так много шансов воплотить мечту в реальность, хотя хорошо рисовала с детства. И все же у нее получилось быть не только моделью или любовницей художников, но и учиться у них. Да, Париж художников в то время - очень свободный мир. И многие говорили, что состояние любви было для Мари необходимым и естественным, но еще она много работала. С детства. И у нее получилось стать преуспевающим живописцем (что было редкостью среди художников), и первой женщиной в национальном сообществе художников Франции (с 1894).

Тоже одна из моих любимых. Линии, цвет!
Тоже одна из моих любимых. Линии, цвет!

Да, у нее не получилось стать хорошей матерью, хотя ее сын Морис Утирилло позже затмил ее успех как художник. (Мне нравится только его белый период, если честно.) Но, пережив очень особенные и знаменитые истории об отношениях и с художником Лотреком, и с музыкантом Сати, у нее получилось впервые выйти замуж в 1896 в 31 год за преуспевающего биржевого маклера, а потом в 1909 в 44 года уйти к художнику-любителю, младше ее на 21 год, через 5 лет вступить с ним в брак, и прожить в этом бурном романе 30 лет. (О начале отношений ее работа "Адам и Ева", 1909). Может по причине такой свободы, когда изначально (с нашей точки зрения) особо нечего терять, жизнь и живопись могут быть такими разноцветными? И живопись, наверное, - ее главная любовь, главная мечта, и к ней она относилась особенно трепетно и ответственно.

-5

У нее получилось стать музой для многих знаменитых художников Монмартра, даже для своего сына, воплотить мечты о живописи в реальность, и умереть в кругу друзей-художников уже нового времени - Пикассо, Брака, Дерена... Что говорит, о том, что свободным творцом и эксцентричной художницей она была все же больше, чем циничной женщиной... Ну и о том, как важно вовремя найти свою стаю...

Сюзан Валадон, ее сын Морис Утрилло и муж Андре Уттер
Сюзан Валадон, ее сын Морис Утрилло и муж Андре Уттер

Стараюсь не изучать подробности ее личной жизни. Нравится просто так. Для вдохновения.

Да, чуть не забыла про морковь. Она, бывало, чудила. Пучок моркови вполне мог сойти за букет. А рыжий кот за любимого натурщика. Натюрморты у нее, кстати, особенно вдохновляют осенью.

-7

Почти все фотографии с просторов интернета. Свои с выставки куда-то задевала уже... Спасибо за любопытство, время и комментарии.

-8