На протяжении всей своей истории Голливуд поддерживал симбиотические отношения с Вооруженными силами США. Киноиндустрия в значительной степени опиралась для обеспечения достоверности на военных, которые предоставляли боевые корабли, самолеты и разное оборудование, а также военнослужащих в качестве статистов. Пентагон, в свою очередь, извлекал выгоду из Голливуда как основного средства связи с общественностью, чтобы представить свою деятельность в позитивном свете. Некоторые кинопроекты были настолько многообещающими, что поддержка со стороны Вооруженных сил была безграничной. Другие были настолько принципиально антивоенными, что о поддержке не могло быть и речи. Были также проблемные фильмы, при производстве которых военные и киношники все же договаривались. Одним из главных примеров – «Мятеж на Кейне» 1954 года, основанный на бестселлере Германа Воука.
Фильм рассказывает историю экипажа эсминца времен Второй мировой войны. Моряки постепенно убеждаются, что капитан корабля лейтенант-коммандер Филип Квиг психически неустойчив. Его старший помощник лейтенант Стив Мэрик решает сменить Квига. Это решение было поддержано другими офицерами – их капитан, похоже, утратил самоконтроль во время тайфуна. Впоследствии Мэрик предстает перед военным трибуналом и обвиняется в "поведении, наносящем ущерб порядку и дисциплине", но его оправдывают после того, как его адвокат лейтенант Барни Гринвальд разоблачает психическую нестабильность Квига, когда капитан занимает свидетельскую позицию.
Режиссер фильма Эдвард Дмитрык сделал карьеру на фильмах в жанре «нуар», но попал в голливудский «черный список» сенатора Маккарти из коммунистических взглядов, потерял работу и в отчаянии дал показания о многих «скрытых коммунистах» в Голливуде. Работу ему вернули, но друзей он потерял всех.
Выдающийся кинорежиссер и продюсер Стэнли Крамер тоже имел проблемы с комиссией Маккарти, но сумел отстоять свою независимость. Командование ВМС с подозрением относился к Крамеру, который имел репутацию индивидуалиста. Крамер мог бы обойтись без помощи флота, сосредоточившись на самом военном трибунале, используя при этом модели кораблей. Но он настаивал, что производство требует масштаба и реалистичности, которые могут обеспечить только настоящие военные корабли.
Фильм, возможно, никогда бы не был снят, если бы не вмешательство адмирала Уильяма М. Фехтелера, начальника оперативного отдела ВМС, который приказал свои подчиненным заткнуться и полностью сотрудничать с Крамером и его командой. В конечном счете продюсер получил для съемок среди прочего авианосец и два эсминца. Почему Фехтелер так поступил?
Во-первых, Фехтелера, похоже, нисколько не беспокоило, что фильм может выставить флот в негативном свете. Он только удивлялся, как автор романа и сценария Герман Вук – морской резервист, служивший во время войны на тральщиках, мог столкнуться со «всеми этими болванами, которых я знал за тридцать лет службы на флоте». При этом Фехтелер также интуитивно чувствовал, что поддержка флота повлияет на создателей фильма, чтобы изобразить службу положительно. И он попал в точку. Капитана Квига сыграл великий Хамфри Богарт, что уже обеспечивало симпатии зрителей.
Фильм также сделал Квига более симпатичной фигурой, и решение командование ВМС назначить его капитаном стало более понятным. В романе Квиг опасно безумен. В фильме он показан как преданный своему делу офицер, который просто измотан годами напряженной службы и лишен необходимой поддержки со стороны своих подчиненных. Спасая лейтананта Мэрика, адвокат защиты Гринвальд не скрывает презрения к офицерам «Кейна». “Вы не одобряли его поведение как офицера. Он не был достоин вашей преданности, поэтому вы отвернулись от него ... Если бы вы оказали ему ту преданность, в которой он нуждался, как вы думаете, вся проблема возникла бы во время тайфуна?», – бросает он им в лицо.
В итоге мудрый адмирал Фехтелер переиграл кинобунтарей Дмитрыка и Крамера. Мятеж на «Каине» был воспринят как отклонение от нормы, а исключение подтверждает правило «американские ВМС не погрешимы». Однако остается фактом, что без вмешательства Фехтелера один из самых знаменитых классических фильмов в истории американского кино никогда бы не был бы снят.
Также по тем:
«Алый знак доблести» – изуродованный цензурой военный киношедевр
«Большая красная единица» – откровения киномилитариста и кинобунтаря Сэм Фуллера
Военный боевик «Грязная дюжина» – антисистемный гимн войны и насилия
«Самый длинный день» Дэррила Занука: НАТО на службе у Голливуда
«Генерал» Бастера Китона – немой киношедевр о паровозах и гражданской войне
«Ад для героев» – первый фильм «новой волны» военного кино Голливуда
Вестерн «Дружеское увещевание» – подарок президента Рейгана генсеку Горбачеву
«Зеленые береты» Джона Уэйна – провальный гибрид военной драмы и вестерна о Вьетнамской войне
«Лис пустыни» – фильм о фельдмаршале Эрвине Роммеле как символ «холодной войны»
Военно-исторический сериал «Грант» продюсера Леонардо Ди Каприо
«Пятеро вернулись домой» – сериал от Netflix о великих кинорежиссерах, отправившихся на войну
Военная история Кларка Гейбла - звезды Голливуда и майора ВВС США
Военная история Джимми Стюарта – звезды Голливуда и бригадного генерала ВВС США
«Наемник» и «Напарники»: зачем Серджо Корбуччи снял два одинаковых вестерна о гражданской войне в Мексике?
«Храброе сердце» Мела Гибсона: реальная история битвы на Стерлингском мосту
«Осада Жадовиля» Ричи Смита: реальная история битвы наемников и миротворцев ООН
«Пуля для генерала» Дамиано Дамиани: гражданская война в Мексике и сапата-вестерн
«Мы были солдатами» Рэндалла Уоллеса: реальная история битвы в долине реки Йа-Дранг