Найти тему
Иван Коновалов

Военная драма «Мятеж на «Кейне» – антивоенный продукт симбиоза Голливуда и Пентагона

На протяжении всей своей истории Голливуд поддерживал симбиотические отношения с Вооруженными силами США. Киноиндустрия в значительной степени опиралась для обеспечения достоверности на военных, которые предоставляли боевые корабли, самолеты и разное оборудование, а также военнослужащих в качестве статистов. Пентагон, в свою очередь, извлекал выгоду из Голливуда как основного средства связи с общественностью, чтобы представить свою деятельность в позитивном свете. Некоторые кинопроекты были настолько многообещающими, что поддержка со стороны Вооруженных сил была безграничной. Другие были настолько принципиально антивоенными, что о поддержке не могло быть и речи. Были также проблемные фильмы, при производстве которых военные и киношники все же договаривались. Одним из главных примеров – «Мятеж на Кейне» 1954 года, основанный на бестселлере Германа Воука.

Источник: https://www.kinomania.ru/film/46601/posters/32345
Источник: https://www.kinomania.ru/film/46601/posters/32345

Фильм рассказывает историю экипажа эсминца времен Второй мировой войны. Моряки постепенно убеждаются, что капитан корабля лейтенант-коммандер Филип Квиг психически неустойчив. Его старший помощник лейтенант Стив Мэрик решает сменить Квига. Это решение было поддержано другими офицерами – их капитан, похоже, утратил самоконтроль во время тайфуна. Впоследствии Мэрик предстает перед военным трибуналом и обвиняется в "поведении, наносящем ущерб порядку и дисциплине", но его оправдывают после того, как его адвокат лейтенант Барни Гринвальд разоблачает психическую нестабильность Квига, когда капитан занимает свидетельскую позицию.

Хаэмфри Богарт в одной из лучший своих ролей капитана Квига. Источник: https://www.pinterest.ru/pin/553028029219801584/
Хаэмфри Богарт в одной из лучший своих ролей капитана Квига. Источник: https://www.pinterest.ru/pin/553028029219801584/

Режиссер фильма Эдвард Дмитрык сделал карьеру на фильмах в жанре «нуар», но попал в голливудский «черный список» сенатора Маккарти из коммунистических взглядов, потерял работу и в отчаянии дал показания о многих «скрытых коммунистах» в Голливуде. Работу ему вернули, но друзей он потерял всех.

Эдвард Дмитрык. Источник: https://star.korupciya.com/2016/02/09/sem-zvezd-gollivuda-kotoryie-proishodyat-iz-ukrainyi-foto/
Эдвард Дмитрык. Источник: https://star.korupciya.com/2016/02/09/sem-zvezd-gollivuda-kotoryie-proishodyat-iz-ukrainyi-foto/

Выдающийся кинорежиссер и продюсер Стэнли Крамер тоже имел проблемы с комиссией Маккарти, но сумел отстоять свою независимость. Командование ВМС с подозрением относился к Крамеру, который имел репутацию индивидуалиста. Крамер мог бы обойтись без помощи флота, сосредоточившись на самом военном трибунале, используя при этом модели кораблей. Но он настаивал, что производство требует масштаба и реалистичности, которые могут обеспечить только настоящие военные корабли.

Стэнли Крамер. Источник: https://kinoagentstvo.ru/blogs/stenli-kramer-stanley-kramer-data-rozhdeniya-29-sentyabrya-1913-/#.X2ihiOoudPY
Стэнли Крамер. Источник: https://kinoagentstvo.ru/blogs/stenli-kramer-stanley-kramer-data-rozhdeniya-29-sentyabrya-1913-/#.X2ihiOoudPY

Фильм, возможно, никогда бы не был снят, если бы не вмешательство адмирала Уильяма М. Фехтелера, начальника оперативного отдела ВМС, который приказал свои подчиненным заткнуться и полностью сотрудничать с Крамером и его командой. В конечном счете продюсер получил для съемок среди прочего авианосец и два эсминца. Почему Фехтелер так поступил?

Во-первых, Фехтелера, похоже, нисколько не беспокоило, что фильм может выставить флот в негативном свете. Он только удивлялся, как автор романа и сценария Герман Вук – морской резервист, служивший во время войны на тральщиках, мог столкнуться со «всеми этими болванами, которых я знал за тридцать лет службы на флоте». При этом Фехтелер также интуитивно чувствовал, что поддержка флота повлияет на создателей фильма, чтобы изобразить службу положительно. И он попал в точку. Капитана Квига сыграл великий Хамфри Богарт, что уже обеспечивало симпатии зрителей.

Источник: https://www.sefilmgratis.net/ru/movie/10178/
Источник: https://www.sefilmgratis.net/ru/movie/10178/

Фильм также сделал Квига более симпатичной фигурой, и решение командование ВМС назначить его капитаном стало более понятным. В романе Квиг опасно безумен. В фильме он показан как преданный своему делу офицер, который просто измотан годами напряженной службы и лишен необходимой поддержки со стороны своих подчиненных. Спасая лейтананта Мэрика, адвокат защиты Гринвальд не скрывает презрения к офицерам «Кейна». “Вы не одобряли его поведение как офицера. Он не был достоин вашей преданности, поэтому вы отвернулись от него ... Если бы вы оказали ему ту преданность, в которой он нуждался, как вы думаете, вся проблема возникла бы во время тайфуна?», – бросает он им в лицо.

Источник: http://www.zeppelinrockon.com/2018/02/critica-de-el-motin-del-caine-edward.html
Источник: http://www.zeppelinrockon.com/2018/02/critica-de-el-motin-del-caine-edward.html

В итоге мудрый адмирал Фехтелер переиграл кинобунтарей Дмитрыка и Крамера. Мятеж на «Каине» был воспринят как отклонение от нормы, а исключение подтверждает правило «американские ВМС не погрешимы». Однако остается фактом, что без вмешательства Фехтелера один из самых знаменитых классических фильмов в истории американского кино никогда бы не был бы снят.

Также по тем:

«Алый знак доблести» – изуродованный цензурой военный киношедевр

«Большая красная единица» – откровения киномилитариста и кинобунтаря Сэм Фуллера

Военный боевик «Грязная дюжина» – антисистемный гимн войны и насилия

«Самый длинный день» Дэррила Занука: НАТО на службе у Голливуда

«Генерал» Бастера Китона – немой киношедевр о паровозах и гражданской войне

«Ад для героев» – первый фильм «новой волны» военного кино Голливуда

Вестерн «Дружеское увещевание» – подарок президента Рейгана генсеку Горбачеву

«Зеленые береты» Джона Уэйна – провальный гибрид военной драмы и вестерна о Вьетнамской войне

«Лис пустыни» – фильм о фельдмаршале Эрвине Роммеле как символ «холодной войны»

Военно-исторический сериал «Грант» продюсера Леонардо Ди Каприо

«Пятеро вернулись домой» – сериал от Netflix о великих кинорежиссерах, отправившихся на войну

Военная история Кларка Гейбла - звезды Голливуда и майора ВВС США

Военная история Джимми Стюарта – звезды Голливуда и бригадного генерала ВВС США

«Наемник» и «Напарники»: зачем Серджо Корбуччи снял два одинаковых вестерна о гражданской войне в Мексике?

«Храброе сердце» Мела Гибсона: реальная история битвы на Стерлингском мосту

«Осада Жадовиля» Ричи Смита: реальная история битвы наемников и миротворцев ООН

«Пуля для генерала» Дамиано Дамиани: гражданская война в Мексике и сапата-вестерн

«Мы были солдатами» Рэндалла Уоллеса: реальная история битвы в долине реки Йа-Дранг