В прошлом году в России провели 2,4 тыс. операций по пересадке органов, в том числе 200 операций сделали детям. Но потребность в трансплантации остается высокой — в листе ожидания 9,5 тыс. россиян. Поскольку тема деликатная, вокруг нее возникает много мифов. Развеять их должен новый проект #100вопросовтрансплантологу
В рамках проекта #100вопросовтрансплантологу на самые частые вопросы врачам и поисковым системам Интернета о донорстве и пересадке органов ответит директор федерального Центра трансплантологии и искусственных органов имени академика Шумакова, главный трансплантолог Минздрава России Сергей Готье.
Топ-11 вопросов, которые задают трансплантологам:
1. Вопрос. У детей больная печень потому, что их родители — алкоголики?
Ответ. Нет, это совсем не так. В трансплантации печени нуждаются дети совершенно здоровых родителей. Мамы и папы часто даже становятся донорами, чтобы помочь своему ребенку.
2. Вопрос. Без каких органов человек может обойтись?
Ответ. Человеческий организм функционирует как единое целое, в нем нет ничего лишнего. У каждого органа есть своя функция. Тем не менее потеря некоторых из них вовсе не смертельно опасна — возможности адаптации у организма очень велики. Например, человек может обойтись без: одного легкого, одной почки, репродуктивных органов, желудка, желчного пузыря, толстой кишки, аппендикса, селезенки.
3. Вопрос. Знает ли человек, которому пересадили орган, кто стал его донором?
Ответ. Нет. Врачи не имеют права разглашать такую информацию. Это запрещено российским законодательством — действует норма о защите персональных данных.
4. Вопрос. Сколько человек может спасти один посмертный донор?
Ответ. Один донор может спасти до семи жизней. Одному поможет трансплантация сердца, второму подарит «новую жизнь» пересаженная печень. Еще двух людей спасут донорские почки или легкие.
5. Вопрос. Платят ли донорам в России?
Ответ. Нет. Покупать и продавать органы в нашей стране нельзя, это запрещено законом. При жизни человек может пожертвовать почку или часть печени, но только своему генетическому родственнику и безвозмездно.
6. Вопрос. Какие органы могут пригодиться для трансплантации?
Ответ. Это так называемые солидные органы: почки, печень, сердце, легкие, поджелудочная железа и кишечник. Пересаживают в основном их, потому что эти органы принципиально важны для сохранения жизни человека.
7. Вопрос. Как взрослый орган влезает в тело ребенка при трансплантации?
Ответ. В случае печени берется не весь орган, а только его часть. Впервые мы провели такую операцию в 1997 году в Центре Шумакова. Тогда пересаживали печень трехлетней девочке, взяв часть органа ее матери. Сейчас наши специалисты проводят до ста трансплантаций младенцам ежегодно. Пересадить часть взрослой печени мы можем ребенку весом от трех килограммов.
Что касается пересадки взрослого сердца детям, это возможно только при соответствии размеров органа и только ребенку старше девяти-десяти лет.
Взрослые легкие могут быть уменьшены по специальной методике и использованы для ребенка.
Пересадка взрослой почки ребенку — обычная практика.
8. Вопрос. Могу ли я заплатить, чтобы получить донорский орган быстрее?
Ответ. В России так сделать нельзя, это уголовно наказуемо. Одна из основ действующей системы: донорские органы не являются предметом купли-продажи и других коммерческих сделок. Донорство органов в нашей стране и трансплантация гражданам РФ бесплатны.
9. Вопрос. Какие органы можно продать?
Ответ. По закону РФ от 22 декабря 1992 года № 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека», Уголовному кодексу РФ, Стамбульской декларации, декларации Овьедо и другим документам, органы человека не могут быть предметом купли-продажи. Купля-продажа органов человека влечет уголовную ответственность. Тело человека не может быть товаром.
10. Вопрос. Существует ли «черный» рынок донорских органов?
Ответ. Давайте предположим, что есть. Клиника, в которой проводят пересадки органов, должна быть оснащена по последнему слову техники и иметь сотни сотрудников. Для трансплантации нужны: современная реанимация, лаборатория, диализный центр, аппараты искусственного дыхания и кровообращения. Донор должен быть генетически совместим с реципиентом. Для трансплантации почки, например, совпадения группы крови недостаточно. К тому же у донора не должно быть хронических и инфекционных заболеваний — это нужно проверить. Можно ли в такой ситуации сохранить секретность?
Более того, у всех донорских органов короткий срок хранения: сердце остается пригодным для пересадки четыре часа, печень и легкие — до восьми часов, почки — до 24 часов. При этом, как мы помним, деятельность нашей гипотетической клиники противозаконна.
Добавим еще и тот факт, что после пересадки человек должен находиться под постоянным наблюдением врача и пожизненно принимать дорогие лекарства. Государство выдает их бесплатно. Но кто выпишет их в подпольной клинике? Куда направят наблюдаться пациента?
В такой коррупционной схеме должно быть задействовано очень много людей, каждый из которых рискует всем: репутацией, профессией и свободой. Вариант «пересадят в любом подвале» не выдерживает никакой критики. Мне кажется, дальше фантазировать не стоит. Вывод такой: в нашей стране нет «черного» рынка органов.
11. Вопрос. Можно ли напечатать орган на 3D-принтере?
Ответ. Напечатать орган небольшого объема можно, но заставить его работать — это другая задача. Имплантаты, напечатанные на 3D-принтере, такие как челюсть и фрагменты костей черепа, существуют уже несколько лет и активно используются в медицине. Сегодня проводятся эксперименты, цель которых — напечатать кости. Перед учеными стоит огромная задача: сделать так, чтобы в костной ткани появилось кровообращение.Также на 3D-принтере пытаются печатать многослойные клеточно-инженерные конструкции, состоящие из клеток и основы — матрикса. Помещая напечатанную структуру в биореактор, можно получить ткани, а в перспективе — органы.
Задать вопросы главному трансплантологу страны может любой человек. Список вопросов и ответов ежедневно пополняется в профиле фонда «Жизнь как чудо» на сервисе «Яндекс.Кью»