Не надо удивляться словам "больше, но меньше". Все станет сразу ясно, как только вы прочитаете текст.
Атомные ракетные крейсеры - это подкласс ракетных крейсеров. Его главная отличительная черта - наличие ядерной энергетической установки (ЯЭУ). Они очень сложны в изготовлении и обслуживании, поэтому позволить себе построить такие дорогие "игрушки" могли лишь две страны - СССР и США. Остановимся подробно на американских кораблях.
В 1950-1960 гг. в США среди военных и политиков шли споры о целесообразности использования энергии атома на военных кораблях. Доводы противников об опасности атомного реактора в случае повреждения корабля и высокой стоимости не помешали янки в 1959 году построить первый в мире атомный ракетный крейсер "Лонг Бич", водоизмещением около 15 тыс. тонн. Его построили специально для эскортного сопровождения другого атомного гиганта - авианосца "Энтерпрайз".
Следующим творением американских конструкторов стал первый в мире атомный фрегат - "Бейнбридж", водоизмещением 7250 тонн, который был построен в 1961 году. Его построили специально для сопровождения авианосца "Энтерпрайз" и крейсера "Лонг Бич". В 1975 году переклассифицирован в крейсер.
Несмотря на просьбы военных приостановить строительство таких кораблей ввиду большей стоимости, а также крупных габаритов и сложного обслуживания ЯЭУ, Конгресс США заказал для флота еще один корабль - в 1964 году был построен атомный ракетный крейсер "Тракстан" с водоизмещением 8149 тонн. После этого наступила небольшая пауза в строительстве таких кораблей.
Пауза прервалась в 1970-е годы, когда были построены два атомных ракетных крейсера типа "Калифорния" - крейсер "Калифорния" (1971 г.) и "Саут Кэролайн" (1972 г.). Водоизмещение кораблей - 10150 тонн. Основная задача - обеспечивать ПВО авианосным соединениям ВМФ США.
Дальнейшим развитием таких кораблей стало строительство четырех атомных ракетных крейсеров типа "Вирджиния" - "Вирджиния" (1974 г.), "Техас" (1975 г.), "Миссиссиппи" (1976 г.), "Арканзас" (1978 г.) водоизмещением 11000 тонн. В 1984 году корабли прошли очередную модернизацию, входе которой помимо прочего, на них были установлены две бронированные пусковые установки на 4 крылатые ракеты "Томагавк".
В 1970 годы в США велись работы по созданию атомного крейсера нового поколения, водоизмещением около 15 тыс. тонн с ракетным вооружением. Однако вскоре проект был закрыт. ВМФ США выбрали ракетные крейсеры "Тикондерога" с газотурбинной энергетической установкой, которые были не дорогими и более многочисленными.
А теперь почему собственно "больше, но меньше советских". Все просто:
1. Больше - всего янки построили 9 атомных крейсеров. Советы построили всего 4 корабля.
2. Меньше - советские атомные крейсеры проекта 1144 "Орлан" обладали водоизмещением 23750 тонн и были больше любого своего американского собрата.
На сегодняшний день все американские атомные крейсеры утилизированы. Советские же еще в строю. Один уж точно - "Петр Великий".