Найти тему
Финансовая газета

Финансовая разведка США опубликовала данные о подозрительных сделках российских бизнесменов

Международный журналистский расследовательский проект ICIJ, изучив документы финансовой разведки США (FinCEN), предал огласке операции американских банков, подпадающих под критерии сомнительных. Есть среди них и те, что проводились в интересах российских бизнесменов.

По данным портала «Важные истории», сотрудничающего с проектом, база данных ICIJ, составленная из отчетов FinCEN, содержит информацию о 3810 потенциально подозрительных операций, в которых участвовали финансовые организации нашей страны ‒ Сбербанк, ВТБ, Росбанк, Альфа-банк, «Возрождение», Газпромбанк, Райффайзенбанк и другие. Их самым активным иностранным контрагентом был Bank of New York Mellon. В этих транзакциях российские кредитные учреждения отправили 3,5 млрд долларов, а получили 7,28 млрд долларов.

Из истории вопроса

FinCEN (Financial Crimes Enforcement Network) является подразделением Минфина Соединенных Штатов Америки по борьбе с финансовыми преступлениями. Она занимается сбором и изучением данных о движении средств, а затем передает информацию другим правительственным агентствам и спецслужбам США.

Ежегодно FinCEN получает от глобальных банков более двух миллионов отчетов о подозрительной деятельности. Впрочем, эти отчеты не обязательно являются доказательством нарушения закона.

Данное расследование основано на утечке более 2,1 тысячи отчетов, охватывающих период с 1999 по 2017 год. Часть файлов была собрана конгрессом США в рамках расследования предполагаемого вмешательства России в президентские выборы 2016 года.

По данным ICIJ, в  этом расследовании есть ссылки на вызывающие сомнение сделки российских предпринимателей Алексея Мордашова, Олега Дерипаски, Аркадия и Бориса Ротенбергов, экс-руководителя администрации Бориса Ельцина Валентина Юмашева, а также виолончелиста и близкого знакомого Владимира Путина Сергея Ролдугина.

Так, в частности, как утверждают журналисты, в октябре 2010-го компания Sandalwood Continental, связанная с Ролдугиным, получила 830 тысяч долларов от кипрской Dulston Ventures. В основании платежа указывалось, что это плата за продление договора займа. В то же время Dulston Ventures значится в списке аффилированных лиц ряда российских компаний, входящих в «Севергрупп» Алексея Мордашова.

Bank of New York Mellon за период с 1997 по 2016 год произвел транзакции на сумму свыше 1,3 млрд долларов компаниям, «связанным с Олегом Дерипаской», но гораздо больше транзакций – на 11 млрд долларов ‒ было проведено в интересах Дерипаски через Deutsche Bank.

Вызвали сомнения FinCEN и сделка Валентина Юмашева с компанией Epion Holdings Limited, зарегистрированной на Британских Виргинских островах, в ходе которой советник президента на общественных началах получил шесть миллионов долларов. По данным расследователей, компания принадлежит российскому миллиардеру узбекского происхождения Алишеру Усманову.

По данным американской финансовой разведки, братья Ротенберги, несмотря на санкции, проводили международные расчеты через лондонский банк Barclays. Так, к примеру, Аркадий Ротенберг сумел перевести 7,5 млн долларов при покупке картины Рене Магритта La Poitrine. На это уже ранее обращали внимание в сенате США.

Впрочем, сам Аркадий Ротенберг через своего представителя уже сообщил РБК, что обнародованные данные «являются не более чем бредом», поскольку ни он, ни другие члены семьи «не вели расчетов через английские банки и не владели прямо или косвенно компанией Ayrton, упоминающейся в отчете».

Открестился от расследования и Deutsche Bank, опубликовавший на своем сайте сообщение, где назвал факты, изложенные ICIJ, «исторической темой».

«Темы уже были расследованы. <…> Там, где это необходимо и целесообразно, мы сделали выводы. Поскольку информация поступает из отчетов о подозрительных транзакциях, эта информация активно выявляется банком в соответствии с правовыми нормами и передается властям. Отчеты содержат предупреждения о потенциальных проблемах, но их нельзя приравнивать к констатации факта»

Кстати, в Министерстве финансов США также выразили неудовольствие из-за утечки: «Публикация документов ведомства может нести угрозу национальной безопасности США, скомпрометировать ведущиеся расследования, а также поставить под угрозу безопасность учреждений и лиц, которые предоставляют властям свои отчеты о подозрительных транзакциях».

А профессор финансового университета при правительстве России Борис Хейфец и вовсе полагает, что утечка является не столько экономическим, сколько политическим вопросом.

«Эта информация появилась не случайно, так как именно сейчас разгорается истерия по поводу новых санкций в отношении России. Кому было выгодно обнародовать эту информацию? Тем, кто хочет нагнетания этой ситуации», ‒ сказал Хейфец в беседе с Национальной службой новостей.

В то же время он допускает, что для фигурантов публикаций некие угрозы все же присутствуют.

«Есть опасность применения законов об отмывании денег, о конфискациях», ‒ полагает эксперт.