Найти тему
Проект +1

Почему поколение Z выбирает аренду вещей, а не покупку

Оглавление

Шеринг — бизнес, связанный с совместным использованием товаров и услуг. Во всем мире число его приверженцев с каждым годом растет. Благодаря шерингу люди экономят деньги и вносят вклад в защиту природы.

Причины быстрого развития шеринга:

  • цены на многие бренды, особенно элитные, растут на 20% в год. Не все, даже богатые люди, считают разумными расходы на такие новинки
  • успешное развитие «быстрой моды»: за 15 лет объем покупаемой в мире одежды вырос на 60%, но ротация вещей в гардеробе увеличилась в 2 раза
  • все больше людей осознают, что продлевая жизнь вещей, они вносят вклад в защиту природы
  • новое поколение потребителей — поколение Z (моложе 21 года) — не гонится за брендами и думает об экологии. Шеринг интересен для него не потому, что пусто в магазинах (как было в 1990-е годы, на которые пришелся расцвет секонд-хендов), а потому, что люди видят в этом лучшую и доступную альтернативу новым вещам
Спрос на бывшие в употреблении вещи среди молодых растет в 2,5 раза быстрее, чем у старших. Во-первых, молодежи новые вещи нужны ради красивых образов в соцсетях, а не для повседневного использования. Для этого владеть ими не обязательно. Во-вторых, идет развитие самого шеринга от крупных и дорогих вещей к более мелким и дешевым. А чем проще и дешевле — тем доступнее для молодых, — говорит основатель компании Sher.ru Александра Дорф.

Но шеринг вещей в нашей стране развивается значительно медленнее, чем на Западе. И на то есть свои причины.

Факторы, которые сдерживают развитие шеринга в России:

1. Советский менталитет

Уровень стресса перед арендой товаров у российского человека очень высокий. Разумное совместное использование вещей требует преодоления внутренней брезгливости, навязанной нам родителями, которые искренне считали, что это неэтично и стыдно. Многие люди до сих пор уверены, что секонд-хенды и комиссионки — это не классно. Перемена ментальной парадигмы происходит медленно.

Когда я 5 лет назад говорила подругам, что открываю сервис по аренде платьев, реакция была такая: «Фу, какой позор! Кто будет туда ходить?». Пришлось начинать с офлайн-магазина, чтобы люди могли прийти, потрогать вещи и понять, что они качественные. Только потом мы плавно перешли в онлайн, — рассказывает основатель Dress Up Bar Лина Дембикова.

2. Об экологии мы только говорим

Разговоры об экологии на желание российских людей покупать бывшие в употреблении вещи влияют слабо. Люди арендуют б/у вещи не из экологических соображений, а потому что им это выгодно или удобно.

3. Плохая логистика

На Западе арендный бизнес — это логистический бизнес. В России логистическая инфраструктура пока развита слабо. Посылки до регионов идут долго. Иногда в пути пропадают или превращаются в хлам.

4. Низкие зарплаты в регионах

Средняя зарплата в российских регионах составляет 7–10 тыс. рублей. А себестоимость платьев, которые шеринговые фирмы привозят в Россию, чтобы продать или сдать в аренду, составляет 5-6 тыс. рублей. Товар выставляют по 10-12 тыс. рублей. И это вещи среднего класса, а не люкс. Мало кто в регионах может себе их позволить. Шеринг пойдет в регионы, только когда сможет брать в работу платья отечественного производства. А их практически нет.Но представители бизнеса уверены, что у шеринга хорошие перспективы в России. Его успех зависит от маркетинга, инвестиций и пропаганды. А еще от экономической ситуации в стране. Когда наступает кризис, развитие шеринга ускоряется.

Больше об экологии и устойчивом развитии — на +1 Платформа