Вокруг академии фигурного катания “Ангелы Плющенко” один за другим разгораются громкие, если не скандалы, то обсуждения и осуждения. С чем связано такое отношение к молодой школе?
Евгения Плющенко, вместе с ним его жену, продюсера Яну Рудковскую (а ее порой даже в большей степени), а вместе с ними и ни в чем не виновного Гном Гномыча - сына “звездных” родителей - обвиняют во всех грехах “переманивания” спортсменов и навязчивого пиара.
Хотя, казалось бы: условия для тренировок у Плющенко, судя по всему, отличные: льда предостаточно (учитывая возможность “развести” титулованных спортсменов по разным группам), более того, он строит “под себя” катки, чтобы совсем не зависеть от арендодателей во временных вопросах тренировочного процесса, Федерация поддерживает, выделив тренировочную базу в Кисловодске, куда Плющенко взял не только сборников, но и малышей. Более того, тренерский штаб подбирается тоже громко и качественно: сам Плющенко имеет за плечами “школу Мишина”, которая эффективно взращивает олимпийских чемпионов (другой вопрос, что Плющенко - не Мишин, но это покажет время), Александр Волков (который, кстати, начинал тренировать в Москве Александру Трусову), Сергей Розанов (бывший тренер штаба Тутберидзе, который ставил многооборотные прыжки юниоркам), недавно пришедшая Елена Ильиных, которая, очевидно, прекрасно ладит с детьми и может поделиться компонентным опытом, многие молодые ребята, которые могут стать действительно востребованными тренерами. А чего стоит недавнее заявление о сотрудничестве с Ше-Линн Бурн - одной из самых востребованных хореографов в фигурном катании нашего времени - для постановки программы Алене Косторной. Ради международного сотрудничества для титулованных спортсменов становится возможным потерпеть совместные тренировки с начинающими фигуристами. А, судя по заявлениям самого Плющенко, громкие переходы и “коллаборации” - назовем это так - еще будут.
Навязчивый пиар
Нелюбовь же возникла скорее из-за пиара, который превращает школу в шоу, начиная от названия (хотя название “Конек Чайковской”, например, никого не смущает, но с тем, что "конек" и "ангелы" отражают несколько разный посыл, стоит согласиться), заканчивая постами в инстаграм, на которых сам Плющенко демонстрирует отличную форму и, складывается ощущение, любуется собой. В этом аспекте, конечно, главной виновницей стала продюсер Яна Рудковская, на которую “вешают” все позерство, исходящее от академии.
Однако вряд ли это волнует самих основателей “семейного бизнеса”. Пиар выгоден как школе - она новая, и ей необходима огласка, известность, на которую работают как громкие имена, так и активное присутствие в социальных сетях. Более того, пиар выгоден и спортсменам - не всегда вместе с достижениями приходят выгодные контракты и спонсоры, а заведомая узнаваемость атлета повысит вероятность появления этих самых контрактов, ведь фигурное катание - один из самых дорогих видов спорта, и многим спортсменам приходится “выживать” на подкатках, чтобы продолжать соревновательную карьеру. Ну и, как ни крути, болельщикам очень интересно наблюдать "внутреннюю кухню" тренировочного процесса: прямые эфиры с тренировок в зале и на льду, публикации с удачными и не очень попытками исполнения элементов - все это подогревает интерес широкой публики.
Проверенная схема
Переманивание титулованных спортсменов на основе финансовых вопросов - тоже одна из сторон обвинительных высказываний в сторону Плющенко и Рудковской. Однако, опять же, многие спортсмены не готовы “убиваться” на подкатках, чтобы обеспечить себе стабильную возможность тренироваться. Схема работы с “переманиванием” абсолютно не нова, она вполне рабочая для многих тренеров и была, и есть, и будет. Кроме того, Плющенко амбициозен, ему хочется как можно скорее доказать свою состоятельность как тренера, его можно понять - взять действующих топ-спортсменов это наиболее быстрый путь к цели, без оглядки на плевки в спину.
Впрочем, как показывает практика, очень часто новый тренер необходим для психологического восстановления и настроя, нежели для исправления техники. Зачастую спортсмены уходят не за техникой, а за верой в себя и за вниманием. Пока Плющенко может в достаточной мере уделять внимание нескольким спортсменам топ-уровня, переходы к нему будут актуальны для атлетов.
Первые результаты уже есть
Будем объективны - в этом сезоне короткая программы Александры Трусовой действительно буквально “восхитила” болельщиков: Саша существенно прибавила в хореографии, и вместо перебежек от прыжка к прыжку зрители увидели красивую компонентную лирическую программу, что в прошлых сезонах было абсолютно не свойственно этой спортсменке. С произвольной программой дела обстоят пока не настолько “хореографично”, однако, глядя на короткую, верится, что этот аспект будет наработан.
Удачными “проектами” на данный момент выглядят переходы Софьи Титовой и Артема Ковалева от той же Тутберидзе. За год Титова с 23-ей строчки итоговой таблицы поднялась на первую на первенстве Москвы. Элементы ультра-си Софья выучила уже вне стен “Хрустального”, что говорит о возможностях академии Плющенко “взращивать” звезд, если не с нуля, то со средних позиций. Ковалев же одержал первую серьезную победу среди взрослых на первом этапе Кубка России в Сызрани, где обошел сборников - Романа Савосина и Макара Игнатова, хотя тут правильнее будет сказать “сборники проиграли”, наделав много грубых ошибок. Кстати, Ковалев, в отличие от Титовой, тренируется в группе вышеупомянутого Александра Волкова, что говорит о прогрессе не только группы Плющенко.
Конечно, есть и неудачи: Анастасия Тараканова ушла к Плющенко от Тутберидзе, но долго не продержалась и ушла вместе с взаимными обвинениями с тренером. Примерно та же ситуация была с Серафимой Саханович. Однако сам Плющенко тут был скорее в виде “куратора”, нежели тренера в полном смысле этого слова. Итог - не сошлись характерами, ставками, запросами, финансами, а может быть всем вместе - не понятно, но неудачи это тоже опыт в пути становления академии.
Очевидно, если академия “Ангелы Плющенко” будет продолжать работу в том режиме, который она взяла сейчас, то обсуждения не стихнут еще несколько сезонов. Главное, чтобы возможностей “штаба Плющенко” хватило на то, чтобы “вести” топовых спортсменов, обеспечивая им как технический, так и психологический комфорт. В любом случае, будет ли эффективность работы Плющенко как тренера покажут только результаты.