В станице Чиндант-2 был расквартирован 22-й полк 3-й Амурской стрелковой дивизии. Именно в его расположение направлялся юноша в красноармейской форме. Дивизия, согласно приказу №4 главкома НРА ДВР (Народно-революционная армия Дальневосточной республики)от 8 ноября 1920 года, была сформирована из бывшей Повстанческой стрелковой дивизии, действовавшей до этого на Амуре. Чиндант-2- небольшая казачья станица с богатой историей, в далеком 1920 году занимала стратегически важное положение. Она служила плацдармом для красных в предстоящем наступлении на Борзю. Несмотря на то, что штатная численность 3-й Амурской дивизий в условиях Гражданской войны к 1920 году была сильно сокращена по сравнению со штатами Русской Императорской Армии, все равно до предписанных не дотягивала. В Чинданте-2 сосредоточилось около 5 000 красноармейцев и примерно столько же красных партизан продвигалось к Борзе из лесов с восточной стороны.
"Согласно предписанию военкома 3-й Амурской стрелковой от 30 ноября с. г. № 335 сего числа я в исполнение обязанностей полкового военкома вступил".
"Военком Ал. Булыга".
Приказ о назначении заверил командир полка Шамонин.
Булыга был партийный псевдоним будущего советского писателя Александра Фадеева, автора знаменитого романа о героях краснодонцах «Молодая гвардия».
Такой псевдоним Фадеев выбрал по всей видимости не случайно. Фадеев был человеком для своего времени образованным и начитанным. Читать он научился в 4 года. Булыга же согласно словарю Даля, напротив значит невежда, неотесанный человек, дубина, чурбан. Фадеева как правило посылали для подкрепление комиссарам в части, которым предстояло участие в важных боевых операциях или которые находятся в затруднительном, невыгодном положении. Несмотря на свою молодость, 19 лет, Фадеев участвовал в партизанской борьбе в Приморье. В боях с японцами за полгода до назначение в 22-й полк, был ранен. Невзирая на юный возраст, имел опыт комиссарской работы.Также, в отличии от многих,имел среднее образование, высшее получить не успел, произошла революция, а затем Гражданская война.К тому же Фадеев был русским, что как известно являлось редкостью среди коммунистических комиссаров.Все это выгодно отличало Фадеева и располагало к нему простого солдата. И теперь Фадеева послали в 22-й полк в качестве комиссара. Предстоял тяжелый бой за станцию Борзя. Кстати, именно по инициативе Фадеева с красноармейцами два раза в неделю стали заниматься учителя, обучать не знающих грамоту. Борзю семеновцы превратили в неприступную твердыню. Станция занимала важное стратегическое положение, именно здесь размещалось эвакуированное из Читы белое правительство Забайкалья. После падения Читы, лишь на Дальнем Востоке сохранялись последние остатки русской государственности. Вся остальная территория бывшей Российской империи была занята Советами и образовавшимися национальными государствами. Борзю белые без боя сдавать не собирались.
Александр Фадеев вспоминал:
«22-й... готовился брать Борзю. Я провел политработу с бойцами и участвовал во всей этой Борзинской операции полка, «прицепившись» к 3-му батальону. Операция была проделана полком очень смело, но силы одного полка были малы, чтобы занять Борзю. Прорвали восемь рядов проволочных заграждений, заняли окраину и не могли перейти широкую улицу, перпендикулярную железной дороге, так как был сильный огонь с противоположной стороны улицы и особенно фланговый, пулеметный - то ли с белого бронепоезда, то ли просто выставили пулеметы с флангов, сейчас не помню».
Из воспоминаний Александра Фадеева можно с трудом, но все же восстановить картину того, что происходило на улицах Борзи в 1920 году. 22-й полк вел наступление с горы Бухи, там находились укрепления красных. Ряды колючей проволоки находились на окраине, скорее всего в районе Онон-Борзинской улицы (ныне Лазо), примерно где метеостанция, а также параллельно в залинейной части современной Борзи. Красные заняли окраину и дошли до широкой улицы. Широкая улица- это скорее всего Барабашевская (ныне Метелицы) или Пушкинская (ныне Пушкина). Соответственно пулеметные расчеты семеновцев вели огонь со стороны вокзала и улиц Пушкинская и Бульварная (ныне Советская).
Красные пытались прорваться к вокзалу и пресечь пулеметный огонь из бронепоезда. К сожалению, неизвестно какой именно это был бронепоезд, возможно «Мститель». Пулеметы косили ряды наступавших красноармейцев. Подступы к железной дороге были усеяны трупами, горячая кровь медленно растекалась по земле и быстро замерзала. В сорокаградусный мороз, не по-зимнему одетые и обутые красноармейцы по приказу своих командиров и комиссаров бросались на проволочные заграждения и врывались в окопы противника. Чтобы уничтожить превосходящие силы белых, красноармейцы подрывали гранаты, иногда вместе с собой.
Фадеев вспоминал:
«Обмораживали руки и ноги, слепли от сверкающей белизны снега, а все-таки отвоевывали пядь за пядью, метр за метром. И с какой горечью отступали: слишком мало оставалось патронов и снарядов, слишком велики были потери; люди засыпали буквально на ходу. Требовались передышка, отдых - пусть самые кратковременные».
13 ноября 1920 года красноармейцам разрешили отойти за реку Борзя (Борзянка) на короткую передышку, собраться с силами и нанести решающий удар по Борзе.
15 ноября был нанесен мощный удар объединенными силами 3-й Амурской стрелковой дивизии и частями красных партизан. Удар был настолько стремительный, что семеновцы не успели взорвать железнодорожный мост, водокачку и станцию.
Белые спешно отступали к Даурии. Красные не останавливаясь на отдых, шли за ними. Пока шли бои за Борзю, семеновцам удалось организовать оборону Мациевской. Политотдел красных остался в Борзе производить зачистку местности и распределять оставленные белыми на станции ценные грузы. Всего было захвачено 340 вагонов.
У железнодорожного вокзала в братской могиле было захоронено 65 партизан и народоармейцев. На разъезде Соктуй (ныне с. Южное) красные в ходе непродолжительного боя захватили три бронепоезда: «Справедливый», «Истребитель» и «Храбрый».
19 ноября семеновцы дали последний бой у Мациевской. В снежный буран части 2-го, 3-го и 4-го кавалерийского полка народно-революционной армии атаковали станцию. Отрезав белогвардейцам путь отхода в Маньчжурию. Семеновцы стойко держали оборону, но бой завершился их полным разгромом. 21 ноября 10 000 белогвардейцев атаковали 2-й кавалерийский полк под командованием П. И. Косяковича. Жестокий бой продолжался 12 часов. Поняв, что прорваться по железной дороге в Маньчжурию не удастся, остатки белых войск Забайкалья, отчаявшись, но не смирившись, под покровом ночи, в трескучий мороз, обдуваемые обжигающим забайкальским ветром, побрели по степи в Китай. С этого момента организованное противобольшевистское сопротивление в Забайкалье не существовало, с Белой забайкальской государственностью было покончено навсегда.
Использованные материалы:
- Большаков Л.Н.Александр Фадеев : Повесть-хроника боевой юности. Москва: Политическая литература, 1988.
- материалы фондов МУК «Борзинский районный краеведческий музей».
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях.
Спасибо за прочтение.