У понятия «покаяние» есть четыре значения. Как и в прошлый раз, постараюсь двигаться от простого к сложному.
1) Процесс исцеления от страстей
В первую очередь покаянием называют процесс изменения человека. От худшего к лучшему. От грешного к святому, от служения злу и страстям к служению добру и Богу.
Можно определить покаяние как процесс преображения человека, в котором постепенно в его духе и душе исчезают страсти, а вместо них появляются добродетели, все меняется, перестраивается, переделывается, перерождается и становится неспособным творить зло, а добро становится единственно возможным способом человеческого существования.
Чуть более развернуто можно определить покаяние, как состояние в котором в человеке одновременно идут два противоположных по направленности процесса. Процесс постепенного возлюбления человеком добра и процесс постепенного возненавидения зла. Зло начинает восприниматься как нечто вредное, мертвящее, противное и неприятное, а добро как полезное, укрепляющее, животворящее, желанное, приятное и услаждающее.
Самым правильным будет понимать процесс покаяния, как процесс исцеления от заболевания, так как наши страсти по сути своей являются поврежденными, «поломанными» добродетелями. И их исправление, исцеление приводит человека к естественному здоровому человеческому состоянию, которое было у Адама до грехопадения.
Как появляется покаяние?
Бог наделяет человека различными способностями и дарами. Эти способности и дары можно использовать для добра, то есть исполнять Волю Бога, или для зла, то есть совершать поступки и иметь воззрения запрещенные Богом.
Человек получивший в детстве плохое воспитание, видевший в детстве лишь дурные примеры, человек которому с детства не привили правильные богоугодные принципы и не ставили в процессе воспитания правильные богоугодные жизненные цели не имеет опыта добрых дел и переживания добрых чувств.
Зато он имеет множество привычек использовать имеющиеся способности и дары для зла. Зло ему нравится, представляется привычным и единственно возможным. Человек желая себя порадовать в памяти имеет лишь дурные запрещенные Богом способы развлечься. Он считает зло приятным и думает, что добро скучно, неинтересно и невыгодно, неприятно, тягостно, горестно и тяжело. Потому что ему с детства это твердили и возможности сравнить дух появляющийся в процессе совершения злого дела с духом приходящим в процессе совершения доброго дела у него не было.
Для начала покаяния человек привыкший творить зло должен каким-либо образом убедиться, что его опыт ложен. Что все наоборот. Зло противно и пагубно, а добро приятно и приносит пользу. В начале это может быть мимолетное озарение, которое побуждает человека начать процесс изменения жизненных принципов и привычек по тем заповедям и образцам, что показал Иисус Христос, апостолы и святые.
В процессе этого изменения человек получает новый опыт жизни в другом духе, когда его радует и наполняет силой исполнение Воли Бога. Процесс постепенный, у разных людей текущий с разной скоростью и по разным руслам.
Святые отцы говорили: покаяние это изменение ума. Так как человек управляется умом. И опыт жизни в том или ином духе хранится в памяти, которая является частью ума. И опыт принятия решений в рамках тех или иных житейских принципов хранится в памяти и появляется в результате работы разума, который также является частью ума.
2) Результат или, говоря иначе, плод «изменения ума»
Также покаянием называют результат процесса «изменения ума». Или, если сказать по русски, плод развития «изменения ума».
Это состояние в котором человек перестает подвергаться искушению от той или иной страсти, в силу ее исчезновения.
Если обсуждая какой-либо конкретный порок конкретного человека говорят: слава Богу, у брата или сестры таких-то состоялось покаяние (чаще говорят, он в этом покаялся), то это означает, что человек, приложив в течение какого-то времени аскетическое усилие полностью исцелился от этого конкретного порока и более не способен совершить грех в рамках этого порока.
Например, человек не мог удержаться от того, чтобы запихнуть в рот лишний кусок чего-нибудь съестного, когда у него появлялась такая возможность, то есть совершал грех чревоугодия, предаваясь страсти чревоугодия. А после аскетических трудов борьбы, которые могли продолжаться многие годы, в подобной ситуации стал смотреть на блюдо с аппетитными яствами спокойно, не испытывая поползновения что-либо отправить в рот. Можно сказать, состоялось! Это настоящее покаяние! Наш брат или сестра покаялись.
3) Синоним к слову раскаяние
К сожалению в обиходе часто слово покаяние используют как синоним понятию «раскаяние».
Раскаяние:
Процесс осознания и оплакивания своей вины, сожаления о случившемся, испрашивания прощения у Бога и людей вкупе с рождающимся желанием более никогда этот грех не совершать.
Нашел на сайте «дышу православием» трактовку, что Раскаяние – это первый этап покаяния.
Это не так. Любому православному известны сетования батюшек о том, что люди годами приходят на исповедь и перечисляют одни и те же грехи. А Церковь учит, что после покаяния (понимаемого как плод завершенного процесса) грех не возобновляется. Стало быть покаяния не состоялось и не факт, что оно началось (если под покаянием подразумевать процесс очищения от страстей).
Раз так, то правильно сказать, что покаяние всегда начинается с раскаяния, но раскаяние совершенно не обязательно приводит к покаянию.
Опасность и причины путаницы
Использование понятия «покаяние» в качестве синонима понятию «раскаяние» безусловно вносит сильную путаницу в осознание смысла употребленного в речи слова.
Создается впечатление, что сейчас третье значение слова покаяние стало восприниматься как законное, но, я уверен, появилась эта ситуация в силу невежества и некатехизированности паствы, которая в свою очередь часто была сбита с толку батюшками, в проповедях и речах которых это слово часто используется подобным образом.
Причина этого может лежать как в лексической неряшливости и невнимательности батюшек не считавших вопрос грамотного и корректного использования аскетических терминов важным, так и в усталости священников по ошибке использовавших одно слово взамен другого. А может быть, в некоторых случаях, и в недостаточной образованности батюшек рукоположенных в священный сан без должного семинарского образования в начале девяностых годов двадцатого века.
4) Таинство Церкви
В данном случае понятие «покаяние» используется как синоним слову «исповедь».
Иногда говорят «таинство исповеди», а иной раз «таинство покаяния».