Продуманные франчайзи стремятся увеличить стоимость своего бизнеса в течение срока его действия, соблюдая, разумеется, условия франшизного договора. Они тщательно продумывают стратегию выхода из системы – с первых шагов по запуску до закрытия и даже после него.
Всем приготовиться!
Продавать бизнес – это то же, что и передавать его наследникам: нужен детальный план. Он должен включать разработку личного бизнес-плана, в котором также будет определено, когда и как лучше выйти из бизнеса.
Имеет смысл начинать готовиться к выходу за несколько лет до намеченной даты. Для того чтобы получить хорошую прибыль, необходимо принять меры по повышению стоимости вашего бизнеса - а для этого требуется время.
Нужно изучить текущую ситуацию на рынке и выбрать соответствующий метод продажи. Есть несколько возможностей: прибегнуть к услугам брокера по продажам; предложить франчайзеру включить вашу бизнес-единицу в программу перепродажи; вступить в кооперацию (нетворкинг) с другими франчайзи.
После выставления франшизы на продажу её могут купить сразу. Но иногда на это уходит несколько недель, месяцев или даже лет. До этого франчайзер должен одобрить продажу и утвердить предлагаемого покупателя в качестве нового франчайзи.
Придаём помещению товарный вид
Продажа франшизы похожа на продажу дома, включая даже такую технологию, как хоум-стейджинг — создание у покупателя ощущение комфорта и благополучия в продаваемом помещении. Конечно, не нужно зажигать огонь в камине или печь яблочный пирог.
Но, прежде чем покупатель придёт смотреть ваше помещение, его нужно привести в порядок. Офис должен производить благоприятное впечатление. Не забывайте: от того, как вы организуете процесс продажи, зависит сумма, которую вы получите в результате.
Скорее всего, ваше помещение находится в приличном состоянии, так как франчайзинговые отношения обязывают соответствовать высоким стандартам. Тем не менее ни одному заведению, даже самому образцовому, косметический марафет не повредит. Обратите внимание на «труднодоступные места»: пыль на шкафах, батареях и т.п.
Пока убираетесь, включите придирчивого ревизора. Не пропускайте ни одной мелочи — выцветшего плаката, неказистой таблички, запылившейся полки — всего того, что может попасться на глаза клиенту — а, следовательно, и покупателю. Навести порядок стоит недорого, но может стоить вам несколько сотен тысяч при продаже.
Поменяйте жалюзи, покрасьте стены, уберитесь в кладовке.
Наводим порядок в бумажном море
Деловые бумаги должны быть в идеальном состоянии. Потенциального покупателя больше всего будет интересовать финансовая сторона бизнеса: является ли он прибыльным? Единственный способ предоставить ему эту информацию в лучшем виде — привести бухгалтерские книги в состояние «10/10».
Точные записи в них должны вестись не менее трёх лет. Точные — значит, не включающие в себя личных расходов (на предметы роскоши, художественные произведения) и других личных активов, используемых для минимизации налогообложения. Финансовая отчётность должна отражать непосредственно расходы и доходы компании.
Наилучшим образом обеспечат подготовку финансовой отчётности к продаже бизнеса:
а) Приведение записей в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учёта;
б) Наличие сертифицированного бухгалтера.
Что нужно сделать:
- По возможности урегулировать финансовые обязательства, залоги, претензии, судебные иски от поставщиков, клиентов или других сторон;
- Заранее обсудите с бухгалтером и юристом цели финансового планирования;
- Остальные бумаги тоже приведите в порядок.
Потенциальные покупатели смотрят внимательно бизнес-планы, документацию по персоналу, контракты с поставщиками, операционные диаграммы, и, конечно же, доп. материалы по организации бизнеса по франшизе.
Храните все операционные руководства и учебные пособия, а также любую дополнительную информацию, которая может пригодиться покупателю. Например, материалы семинаров, съездов, опросов, свидетельство о праве собственности, данные экологических исследований.
Скорее всего, вы заключали соглашение с франчайзером о конфиденциальности. Узнайте заранее, какими документами вам можно поделиться с покупателем. Подготовьте список конфиденциальных деловых бумаг и предоставьте его потенциальному франчайзи. Сообщите, что доступ к этой информации он может получить непосредственно от владельца бренда. Франчайзер всё равно захочет встретиться с покупателем до заключения сделки, поэтому заблаговременное решение этого вопроса устранит лишние проблемы.
Решаем вопрос с обновлением оборудования
Не исключено, что продажа бизнеса потребует существенных инвестиций. Они пойдут на улучшение состояния оборудования. Потребуется много сил, чтобы решить следующие вопросы:
- стоит ли модернизировать или реконструировать оборудование, чтобы соответствовать текущим стандартам франчайзера;
- можно ли отдать оборудование на модернизацию новому франчайзи;
- повлияют ли инвестиции — либо их отсутствие — на процесс продажи или стоимость бизнеса;
- потребуется ли внесение изменений в качестве условия передачи франшизы покупателю.
Решать эти вопросы лучше сразу с новым франчайзи.
Складываем «плюсы» и «минусы»
Подготовительная работа, проведённая вами перед покупкой франшизы, во многом определит её продажу. Выбор локации показался вам скучным процессом? Вы не придавали этому большое значение? Если да, то тогда вы потеряете в стоимости франшизы: многие покупатели считают местоположение бизнес-точки основным фактором.
А вот не закончившийся срок аренды недвижимости с вариантами её продления делает привлекательной точку продажи; аренда, скажем, устаревшего оборудования, нет.
Вспомните, сколько времени вы потратили на поиски бизнес-тренера? Будьте уверены, что потенциальный покупатель проявит немалый интерес к уровню обучения вашего персонала, желая оставить уже готовую команду.
Что насчёт программы лояльности? Вы готовы предоставить покупателю франшизы доступ к контактам клиентов и маркетинговым данным? Это увеличило бы ваш вес в его глазах.
Хватит ли у вас предусмотрительности, чтобы развеять страхи покупателя, который боится открытия аналогичной конкурентной бизнес-точки? Вопрос резонный, если вы не связаны с франчайзером соглашением о недопущении конкурентных действий. В противном случае вы можете предложить покупателю заключить с ним такой договор.
Стоит также предложить своему преемнику финансовую и консультационную поддержку или оказать ему помощь в профобучении на определённое время после продажи.
Вышеперечисленные условия привязывают вас к бизнесу немного дольше, но могут послужить убедительными аргументами для заключения сделки.
🟪Обсудить в WhatsApp или Telegram.
⬛️Удобно следить за новыми публикациями в Telegram или на сайте.