Что советует педагог Дима Зицер
Приветствую на канале «Осознанная жизнь». В основе этой статьи лежат рекомендации педагога Димы Зицера.
Какое поведение присуще детям? Непосредственность, активность, озорство, весёлость и смех. Почему же, когда ребёнок начинает проявлять себя естественным образом, родители пытаются его успокоить, говорят, чтобы он не шумел и т.д.?
Чтобы встать на место ребёнка, достаточно лишь вспомнить себя в детстве. Мы ведь тоже были озорными, разговаривали на улице вслух, пели и ходили ходуном.
Почему многих родителей выводит из себя, когда ребёнок, например, начинает петь в автобусе или не может спокойно стоять в общественном месте? Потому что их самих за такое ругали и наказывали. Реакция запомнилась на уровне тела и глубоко прописалась в сознании. Теперь такие родители уже своим детям не дают проявлять детскость и непосредственность.
Если, к примеру, маленький ребёнок не аккуратно ест и у него еда падает на пол, мама может ругать его за это. Причём ситуация может повторяться часто, но мама всё равно ведёт себя так же, хотя после каждый раз сожалеет, что сорвалась на ребёнка.
Чем вызвана её реакция? Она не успевает отследить, осознать, проконтролировать эмоции. Тело мгновенно вспоминает, что она сама была в такой ситуации и реакция со стороны её родителя была такой же.
Как успеть среагировать по-другому? Обратить внимание на своё дыхание: но остановится, взгляд излучает агрессию, а кулаки сжимаются. Организм выдаёт такую реакцию, чтобы защититься и напугать. Так было в древние времена, когда люди защищались от животных, так неосознанно происходит и сейчас, только от данной реакции страдают маленькие беззащитные дети.
Что делать? Заведите привычку: каждый раз, когда ребёнок делает что-то такое, что выводит вас из себя, обращайте внимание на своё дыхание, а также на то, сжаты ли у вас кулаки. Дышите. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
Как научиться принимать ребёнка? Рекомендации психолога и автора книги «Общаться с ребёнком. Как?» Юлии Гиппенрейтер.
Чтобы принимать своего ребёнка важно научиться слушать его. Принять желания, непонимания или проблемы ребёнка можно выслушав его. Если появляется какая-то проблема не надо начинать с ходу высказывать своё мнение, сначала надо внимательно выслушать ребёнка. При этом не нужно его перебивать и вставлять свои комментарии, пока он полностью не изложит свою проблему, ситуацию и пр.
Когда ребёнок всё сказал, надо с помощью вопросов показать ему, что вы на его стороне.
Пример. Дочь говорит, что ей не нравится в школе. Вы: «Что именно тебе не нравится?». Она: «Учительница кричит». Вы соглашаетесь: «Да, это плохо, что она кричит. Никому не нравится, когда на него кричат». Что происходит? Ребёнок понимает, что вы встали на его сторону. Он вам доверяет.
Это только первый шаг. О методах взаимодействия с ребёнком можно прочитать в книге Юлии Гиппенрейтер.