Представьте себе мир, будто бы гниющий изнутри. Здесь не бушевала чума, не падали ядерные бомбы и никакая армия тьмы не разоряла эти земли. Мир «сдвинулся с места». Параллельные реальности переплелись друг с другом, время потеряло значение, а единственный луч надежды тускл как никогда…
В предисловии к переизданию 2003 года Стивен Кинг признался, что изначальный вариант изобилует фактическими ошибками. Собственно, поэтому роман и был переписан в преддверии выхода трёх заключительных томов серии.
В том же переиздании можно подробно узнать об источниках вдохновения как «Стрелка», так и всего цикла «Тёмная Башня». Например, главного героя автор придумал ещё в детстве — как своего защитника от огромного паука в сарае. Но главным ориентиром, конечно, выступил Клинт Иствуд в роли Блондина из кинофильма «Хороший, плохой, злой» Серджио Леоне. Кроме того, Кинг ориентировался на поэму Роберта Браунинга «Чайлд Роланд к Тёмной Башне пришёл». Из последнего автор позаимствовал мотивацию главного героя, а также некоторых второстепенных персонажей.
Что же касается протагониста цикла «Тёмная Башня», то можно с уверенностью сказать, что это один из самых интересных литературных персонажей, созданных королём ужасов. Роланд Дискейн из Гилеада, сын Стивена Дискейна из Гилеада, потомок Артура из Эльда, последний выживший стрелок Срединного Мира, он во что бы то ни стало хочет добраться до Тёмной Башни.
На протяжении книги Стивен Кинг показывает историю становления стрелка. Мы видим его и зелёным юнцом, и амбициозным юношей, и кровожадным убийцей. Однако полноценную предысторию главного героя автор приберёг для будущей книги цикла, поэтому в «Стрелке» читателю не дано узнать, как Роланд стал таким ожесточённым и бессердечным. Сейчас нам известно лишь, что им движет месть и идёт он к мистической Тёмной Башне.
А на пути его поджидают опасности, притаившиеся в разношёрстных локациях. Талл — небольшой городок, окружённый пустыней. Изображая людей, населяющих город, Кинг помещает в книгу один из своих любимых мотивов — слепое поклонение.
Далее стрелок попадает на Дорожную станцию, где встречает Джейка — значительного персонажа «Тёмной Башни». Здесь автор впервые показывает, что Срединный мир — всего лишь один слой нашей Вселенной, тогда как слоёв этих — бесчисленное множество. К ним относится, например, Нью-Йорк 1977 года, откуда и прибыл Джейк.
Тема «попаданчества» — одна из центральных в «Тёмной Башне». На протяжении всего цикла мы познакомимся со многими персонажами не из Срединного мира. Это будут и славные парни и девушки, и недоброжелательные личности. Такая связность выдуманной Вселенной с реальным миром показывает его неустойчивость, слабость, иррациональность. Нельзя быть уверенным, что, уснув сегодня, ты обязательно проснёшься завтра, а не через десятилетие.
Так Роланд, к примеру, давно потерял счёт многим милям, пройденным на пути к Тёмной Башне. Читателю сложно это осознать, потому что Стивен Кинг намеренно не даёт полной картины происходящего. Текст книги, как и Срединный мир, будто бы «сдвинулся с места»: недосказанность и загадочность ощущаются в каждом слове, и нельзя быть до конца уверенным в том, что ты прочитал на самом деле. Возможно, та замочная скважина — всего лишь случайная деталь, а тот ворон — не более чем комедийный персонаж, нужный для эмоциональной разгрузки.
Но так ли это? Что, если ключ и скважина — символы, раскрывающие суть повествования, а ворон, поющий глупые песни, — старый друг главного героя в новом обличье?
Но ладно о друзьях — что насчёт недругов? Антагонистом «Стрелка» и большинства других книг цикла является некий Человек в чёрном. О нём автор поведал в первой строчке романа, ставшей культовой среди любителей Кинга:
«Человек в черном ушёл в пустыню, и стрелок двинулся следом».
Воистину лучшей завязки не придумаешь!
Человек в чёрном — это очередное кинговское олицетворение зла. Более мерзкого и устрашающего существа не найти во Вселенной. Впрочем, скорее всего, невозможно отыскать и менее прописанного антагониста для серии из восьми книг. Мотивы Человека в чёрном не ясны, как пока не ясно ничего в Срединном мире, однако злодею, к сожалению, попросту нечего скрывать, ведь он — пустышка. Любимый вид злодеев короля ужасов — бесформенный, беспритязательный и в какой-то степени бесполезный.
А вот о пользе прочтения книги «Стрелок» и всего цикла «Тёмная Башня» можно говорить бесконечно. Это и море эмоций, и изрядная доля удовольствия. Любителям Стивена Кинга, не ознакомившимся с «Тёмной Башней», будет приятно отыскать множество упоминаний других романов, вплоть до персонажей и целых миров. «Новички» откроют для себя удивительный, не поддающийся логике мир, в котором каждый следующий шаг несёт за собой непоправимые последствия. Простого же неискушённого читателя привлекут живые персонажи и ощущение «легендарности» повествования.
Роман «Стрелок» — это начало длинного пути к «Тёмной Башне». И перевернув последнюю страницу, рука читателя тут же потянется к следующей книге цикла.