Найти в Дзене
Михаил Сумбаев

5 самых частых ошибок в малом и микро бизнесе.

1. Нет бизнес-плана

Бизнес-план — план осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащий сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Бизнес-план — план осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащий сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

Не идет речь о создании бизнес-плана формального и официального, как я его называю, но когда не существует вообще никакого плана, как знать, с чего начать свое дело и что вообще нужно сделать? А этого не делают многие, реально. Еще раз подчеркну, я сам не сторонник больших “официальных” бизнес-планов, большинство из которых, кстати, только для галочки и делаются. Но надо понимать это просто, как инструкцию по открытия и ведению собственного дела. А инструкции ведь даже для игрушек из киндер-сюрпризов выпускают.

2. Не проводится исследование рынка

Иссле́дование ры́нка — последовательные действия по сбору информации о рынках или потребителях. Является очень важным компонентом при выработке стратегии бизнеса.
Иссле́дование ры́нка — последовательные действия по сбору информации о рынках или потребителях. Является очень важным компонентом при выработке стратегии бизнеса.

То же самое – не говорю, что надо у РБК заказать исследование, но вообще не знать ничего про свою нишу – нонсенс! Ну хотя бы посмотрите 20 сайтов конкурентов и прозвоните 10 поставщиков. Такие ошибки в малом бизнесе обычно не прощаются.

3. Принятие решений, обоснованных на предположениях

Принятие решений — умственный процесс, приводящий к выбору действия среди нескольких альтернатив; каждый процесс принятия решений заканчивается либо выбором действия, либо мнением относительно выбора действия.
Принятие решений — умственный процесс, приводящий к выбору действия среди нескольких альтернатив; каждый процесс принятия решений заканчивается либо выбором действия, либо мнением относительно выбора действия.

Это следствие двух факторов выше. Вы ничего не исследовали, ничего не планировали и, основываясь на каких-то предположениях, принимаете очень серьезные решения. В бизнесе решения несерьезными не бывают, между прочим. Допустим, вам так кажется, думаете, что вы это знаете. И принимаете то или иное решение. А почему вы думаете, что еще 100 потенциальных клиентов думают также? Вы их спросили? Или решили, раз вам так кажется, так оно и есть… А как бы не получилось, что сами у себя и покупать будете. Ведь в бизнесе важнее то, что покупателю кажется верным, не предпринимателю.

4. Нет Upsale и Cross sale

Cross-sale. Кросс-селл или перекрестные продажи. Это способ увеличения суммы среднего чека за счет дополнительных продаж сопутствующего товара.
Cross-sale. Кросс-селл или перекрестные продажи. Это способ увеличения суммы среднего чека за счет дополнительных продаж сопутствующего товара.

Часто не предлагают клиентам дополнительные услуги и товары. Да, что тут часто, большинство этого не делает. Проще говоря, им не до того, чтобы продать больше или дороже. Купили рубашку, галстук предложить некому. Наверное, не надо ему, да? Иначе бы он сам попросил… Ну да, конечно. Вернитесь к предыдущему пункту.

5. Недостаточная работа с базой клиентов

Клиентская база — это полная база данных, в которой есть сведения обо всех клиентах, которые у вас когда-либо что-либо купили.
Клиентская база — это полная база данных, в которой есть сведения обо всех клиентах, которые у вас когда-либо что-либо купили.

Так заняты поисками новых клиентов, что не уделяют внимания старым. А они, между прочим, всегда охотнее у вас купят, чем те, которых вы пытаетесь завербовать. Потому что они у своих продавцов покупают, пока вы теряете своих покупателей. Уделите им внимание – продать дважды одному по-любому лучше, чем по разу двоим. Это самая основная ошибка малого бизнеса.