1. Нет бизнес-плана
Не идет речь о создании бизнес-плана формального и официального, как я его называю, но когда не существует вообще никакого плана, как знать, с чего начать свое дело и что вообще нужно сделать? А этого не делают многие, реально. Еще раз подчеркну, я сам не сторонник больших “официальных” бизнес-планов, большинство из которых, кстати, только для галочки и делаются. Но надо понимать это просто, как инструкцию по открытия и ведению собственного дела. А инструкции ведь даже для игрушек из киндер-сюрпризов выпускают.
2. Не проводится исследование рынка
То же самое – не говорю, что надо у РБК заказать исследование, но вообще не знать ничего про свою нишу – нонсенс! Ну хотя бы посмотрите 20 сайтов конкурентов и прозвоните 10 поставщиков. Такие ошибки в малом бизнесе обычно не прощаются.
3. Принятие решений, обоснованных на предположениях
Это следствие двух факторов выше. Вы ничего не исследовали, ничего не планировали и, основываясь на каких-то предположениях, принимаете очень серьезные решения. В бизнесе решения несерьезными не бывают, между прочим. Допустим, вам так кажется, думаете, что вы это знаете. И принимаете то или иное решение. А почему вы думаете, что еще 100 потенциальных клиентов думают также? Вы их спросили? Или решили, раз вам так кажется, так оно и есть… А как бы не получилось, что сами у себя и покупать будете. Ведь в бизнесе важнее то, что покупателю кажется верным, не предпринимателю.
4. Нет Upsale и Cross sale
Часто не предлагают клиентам дополнительные услуги и товары. Да, что тут часто, большинство этого не делает. Проще говоря, им не до того, чтобы продать больше или дороже. Купили рубашку, галстук предложить некому. Наверное, не надо ему, да? Иначе бы он сам попросил… Ну да, конечно. Вернитесь к предыдущему пункту.
5. Недостаточная работа с базой клиентов
Так заняты поисками новых клиентов, что не уделяют внимания старым. А они, между прочим, всегда охотнее у вас купят, чем те, которых вы пытаетесь завербовать. Потому что они у своих продавцов покупают, пока вы теряете своих покупателей. Уделите им внимание – продать дважды одному по-любому лучше, чем по разу двоим. Это самая основная ошибка малого бизнеса.