Да все не так. В первую очередь то, что в абсолютном большинстве народных сказок морали нет вообще. А порой есть даже антимораль.
Привычное и ожидаемое нами нравоучение и вот это вот все "Сказки учат добру" можно встретить либо в сказках классических авторов, например, у Андерсена, Уайльда, Пушкина. Или же в адаптациях народных сказок, где сюжет прилизан, причесан и силой выведен в нравственный финал.
В чистом же виде народные сказки не нравоучительны вовсе, явно у них такой цели не было. А какая цель была? Видимо, в тот момент, когда их записывали, развлекательная. Эдакий детский экшн. Хотя у меня создалось ощущение, что большинство народных сказок - это обрывочные отголоски старых легенд и мифов, которые сейчас уже никто не восстановит, увы. Но в этом и заключается их загадочная притягательность.
Например, русская сказка об Иванушке, жар-птице и сером волке.
Иванушка приезжает воровать жар-птицу, волшебного коня и Елену Прекрасную. А серый волк помогает ему совершить воровство и нарушить условия сделки, на которые Иванушка уже согласился.
И какая расплата настигает за то беспринципного парня и его товарища-оборотня?
Да никакой, получили все, что хотели, жили долго и счастливо.
А вот сказка братьев Гримм о лягушонке и королевне.
Молодая королевна не соблюдает условия договора с лягушонком, да и с самого начала не собиралась.
Когда ее отец принудил дочь к этому, она, разозлившись, швыряет лягушонка, который ей помог, об стену, чтобы убить его.
И какое же наказание несет лживая и капризная королевна?
Лягушонок оборачивается принцем, любовь с первого взгляда, жили они долго и счастливо.
Это были сказки с антиморалью, когда герои ярко проявляют свои негативные черты, но никакого воздаяния не получают. Отсутствие вот этой прямолинейной морали указывает на то, что эти сюжеты родились еще до христианства, которое, собственно, и принесло в европейскую и российскую культуру концепцию непременного воздаяния за грехи.
Интересно, кстати, что этим же путём пошел при написании своих сказок Бажов. Это чуть ли не единственный автор-сказочник, который отказался от морали и нравоучения в своих сказках. Поэтому, несмотря на то, что теоретически действие его сказок происходит уже во время христианской Руси, от них все равно веет беспощадной, могучей и безмерно притягательное древностью.
Я читаю своей дочери разные сказки. И авторские, и народные. Мне кажется, полезно знакомиться с разными пластами культурного наследия, вне зависимости от того, есть ли в нем нравоучения.
Расскажите, какие сказки детям читаете? Важно ли вам, чтобы в детской сказке была мораль?