На прошлой неделе Максима Марцинкевича, более известного как Тесак, нашли в одиночной камере без признаков жизни. Как потом официально заявит ФСИН, медработникам спасти его не удалось. Ещё позже появится фотография мертвого Тесака, которую мы не можем вам показать.
СК уверяет — это суицид. Нашли сразу две предсмертных записки. В одной Марцинкевич приносит извинения администрации СИЗО за «доставленные неудобства». Во второй описывает процесс самоубийства и уверяет, что умирать совсем не страшно. Обе записки следователи признали реальными. Вот только во всё это не верят родственники. Да и сам Тесак, ещё в 2014-м году, писал, что если он однажды совершит суицид, значит ему «очень сильно помогли».
Максим Марцинкевич — фигура для русского интернета весьма специфичная. То, чем он занимался, вряд ли можно назвать делом полезным для общества. Унижения, избиения, даже убийства, постановочные и настоящие — это шок-контент начала 2010-х. Русский YouTube тогда только зарождался, в нем можно было найти вообще всё. По сути, Тесак стал первым, кто привлёк к себе внимание через YouTube. Если хотите, он стал первым блогером, чьё видео ждали. Кто-то ужасался, кто-то смеялся, кто-то возмущался, но равнодушных не было.
Оккупай-педофиляй, пожалуй, самый известный его проект. На пике популярности Марцинкевич, занимавшийся поиском и унижением педофилов, даже продавал свои видеозаписи в СМИ. За свои эксклюзивные кадры просил немалые деньги. И его товар охотно покупали! В общем, хайповал Марцинкевич как мог.
Но это было после первой его ходки. Первое уголовное дело на Марцинкевича завели в 2007 году после жалобы… Алексея Навального. Тот написал заявление вместе с Марией Гайдар и Олегом Козыревым. Они требовали разобраться с выходкой Тесака на дебатах Юлии Латыниной и Максима Кононенко в популярном тогда клубе «Билингва». Во время дискуссии, которую вел Навальный, в зал вошли с десяток молодчиков во главе с Марцинкевичем. Они стали хамить, вскидывать руки в нацистском приветствии, и, как говорится, задавать провокационные вопросы. По этому доносу (а именно так стали называть обращение Навального в прокуратуру) Тесак получил три года по 282-й, экстремистской статье. Потом ему добавили новый срок — за ролики с инсценировками избиения.
После освобождения, в 2010-м, Тесак и придумал проект оккупай-педофиляй. К оппозиционерам он себя не причислял, больше стебался над ними и, во время Болотной, даже безуспешно пытался попасть в Координационный совет.
Вслед за Оккупай-педофиляй появился другой оккупай — наркофиляй. Тесака опять хотели закрыть, снова по 282-й, он бежал на Кубу, его поймали, выдали России… В общем, сидел он за экстремизм, разбой и хулиганство. Должен был выйти на свободу в мае следующего года, то есть оставались считанные месяцы. Как вдруг — внезапно умер.
Официально СК заявляет, что Марцинкевич незадолго до своей гибели чистосердечно признался в нескольких убийствах. Совершены они были с 2003 по 2007. Совершенно спокойно в доверительной беседе с оперативниками Тесак рассказал, что убивать приезжих в Москве он начал с 19 лет.
Эта доверительная беседа состоялась в красноярской колонии. Оттуда его этапировали в Москву, чтобы он показал место захоронения тел погибших. И на пересылке в Челябинске случилось то, что случилось.
К этому моменту, как сообщается, показания Марцинкевича уже передали под личный контроль главе СК Александру Бастрыкину — то есть дело обещало быть громким.
Тогда получается, что смерть Тесака никому не была выгодна.
Следователям — зачем? Похоронить проделанную работу?
ФСИН — повесить на себя ещё больше ярлыков палачей и убийц? Эта система и так калечит, испытывает на прочность и в итоге убивает. А про её сотрудников даже ничего не скажешь, единицы сохраняют человеческий облик.
Подельникам, которых Марцинкевич как бы уже сдал? Так ведь уже все ходы записаны, мёртвое свидетельство — тоже свидетельство.
Власти? Националистов давно зачистили на политическом поле, да Тесак и не затесался бы туда из-за своей фриковатости и маргинальности.
Как обычно, вопросов больше, чем ответов.
Все подробности смотрите на нашем YouTube-канале.