Сегодня мы публикуем текст, не очень характерный для нашего канала. Но, с нашей точки зрения, очень важный. Потому что с юристами рано или поздно сталкиваемся мы все.
8 сентября Пресненский суд Москвы приговорил Михаила Ефремова к 8 годам колонии общего режима. Вероятно, насколько строгий приговор артисту суд вынес из-за ошибок адвоката Пашаева. Актёр получил максимальное наказание.
Даже если Ефремова защищал бы бесплатный адвокат (адвокат по назначению) приговор был бы гораздо мягче: в 90% случаев за подобные преступления обвиняемых отправляют в колонии поселения (КП).
Мы попросили прокомментировать ситуацию известного юриста, управляющего партнёра коллегии адвокатов «Домбровицкий и партнёры», члена Ассоциации юристов России Анатолия Фурсова. Далее приводим его мнение.
Места заключения сильно отличаются
Колония-поселение – территория лёгкого ограничения свободы. Осужденные здесь не заперты по камерам, могут свободно перемещаться по территории исправительного учреждения, а при получении соответствующих разрешений администрации – ездить на учёбу и работу в город и даже проживать за пределами исправительного учреждения вместе с семьёй. В КП нет ограничений по количеству свиданий, посылок, передач, получению и тратам денежных средств.
Актера приговорили к 8 годам заключения в колонии общего режима (ИК), а это уже место массовой изоляции людей, совершивших социально опасные преступные деяния. От остального общества исправительные колонии и тюрьмы отделены несколькими рубежами безопасности: высоким бетонным ограждением с колючей проволокой и смотровыми вышками, штатом надзирателей и охранников с собаками, оконными решётками и дверными запорами. Если КП преимущественно находятся вблизи населённых пунктов, в которых осужденные могут найти работу, то ИК в подавляющем большинстве случаев удалены от сёл и городов.
Ошибки адвоката
Пашаев выбрал безнадежную стратегию защиты актера. Совершил множество грубых ошибок, среди которых даже сложно выделить главные.
Например, отрицать вину было бесполезно. В случае признания и раскаяния актер мог получить 4 года колонии поселения.
Пашаев оскорблял потерпевших в судебных заседаниях и в своих интервью. Тем самым настраивая суд и общественность против стороны защиты.
Пашаев сделал заявление необоснованного отвода судье, не выполнял данные публично обещания, своими действиями настроил суд против подзащитного.
Михаил Ефремов в последнем слове сказал «признаю вину, если виноват». Но такая формулировка не может считаться признанием вины и раскаянием. И это еще одна ошибка адвоката, который был обязан объяснить все тонкости. Такое признание не повлияло на приговор, так как Пашаев настоял на такой формулировке.
Судьи не любят, когда процесс беспричинно затягивается. Делая это, адвокат в очередной раз навредил М. Ефремову.
На стороне защиты выступали свидетели, заявившие что были пьяны и плохо видят.
Пашаев не смог убедить суд провести ряд важнейших для решения дела экспертиз. Он разозлил суд и просто всех раздражал. Судья относилась к нему, как к человеку без авторитета и уважения.
Между тем, результаты экспертиз могли перевести дело в рамки административного права.
Как правильная экспертиза может перевернуть дело
Не секрет что Ефремов злоупотреблял алкоголем. Также в крови артиста были обнаружены наркотические вещества.
В частности, была обнаружена марихуана. Алкоголь усиливает действие этого психотропного вещества, что может привести к головокружению, тошноте и рвоте.
Обнаружен кокаин – алкоголь и кокаин могут вызвать инфаркт миокарда. При смешении данных элементов в организме образуется вещество – кокаэтилен, который также был обнаружен в крови Ефремова. Оно повышает уровень возбудимости и делает человека агрессивным. Данное вещество держится в организме гораздо дольше, чем сам кокаин и алкоголь.
Иными словами, алкоголь многократно усугубляет последствия от употребления наркотических веществ. При их соединении в теле человека возникает борьба: кокаин ускоряет работу мозга, а алкоголь и марихуана – наоборот. При этом мозг, сердце, центральная нервная система испытывают огромную нагрузку. Идёт сильный сбой всей гормональной системы организма. Длительное употребление алкоголя и наркотических средств вызывают необратимые изменения в работе мозга, сердца и организма человека.
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что Ефремов был зависим от алкоголя и наркотиков. Такой тип зависимости называется полинаркомания. Это комбинация нескольких групп зависимостей, смешанная с приемом алкоголя. Такие наркотические зависимости часто встречаются в практике врачей наркологов и психиатров. Эта группа трудно поддается лечению, как правило, страдают ею опытные алкоголики-наркоманы, уже не представляющие свою жизнь без различных химических веществ.
Михаил Ефремов во время дачи показаний в Пресненском суде заявил, что не помнит удара: «я не помню, правда, сам момент аварии».
Причин того, что Ефремов не помнит момент аварии, может быть несколько. Например, абсансная эпилепсия – является бессудорожной формой заболевания, при которой внезапно нарушается сознание. Микроинфаркт –
может вызвать обморок, поскольку является кратковременным нарушением сознания вследствие остро возникающего малокровия головного мозга. Сознание возвращается самостоятельно через несколько секунд или минут. Также причиной резкого снижения сердечного выброса и обморока может стать острое нарушение сократительной функции левого желудочка сердца или тромбэмболия легочной артерии.
Микроинсульт – в 30% случаев человек теряет сознание.
Необходимо было назначать Ефрему ряд экспертиз, и если Михаил потерял сознание из-за состояния здоровья, тогда вместо колонии его должны были отправить в больницу и на принудительное лечение.
В этом случае Ефремов не подлежит уголовной ответственности. Его лишат прав и он понесёт гражданско-правовую ответственность по возмещению причинённого ущерба.
На данный момент проведения экспертиз и выяснения всех обстоятельств дела возможно только путем пересмотра дела.
Общество считает Ефремова виновным, так как он сел за руль пьяным. И это, безусловно, недопустимо.
Но нужно помнить, что мы живем в правовом государстве. Каждый человек имеет полное право защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами.
Часто при осуществлении судебной защиты люди терпят поражение не потому, что они неправы, а потому что они не знают, как юридически правильно это сделать.
Михаил Ефремов совершил две большие ошибки: сел пьяным за руль и заключил соглашение на защиту с Э.Пашаевым.
Кстати, Анатолий Фурсов является соучредителем юридического партнерства Galax, которое специализируется на финансировании судебных разбирательств.
Судебные инвестиции – очень удобный инструмент для тех людей, которые имеют основания для судебного иска, располагают доказательной базой, готовы отстаивать свою правоту, но не имеют средств, чтобы начать судебную тяжбу. Именно для таких категорий граждан идеально подходит вариант судебных инвестиций. Это – передовое слово в российской юридической практике.