Не буду долго рассуждать, скажу сразу: к обратной реакции, к отторжению. Даже если принудить стараются к вроде бы хорошему.
Пример. В одном монастыре, в который меня отправляли года на 4 «в командировку», начальство велело причащаться сестрам на Святках и Пасхальной неделе КАЖДЫЙ ДЕНЬ. Т.е. КАЖДЫЙ ДЕНЬ (а Святки – это почти 2 недели), помимо обычного келейного правила, все должны были прочесть 4 канона, подготовить исповедь, быть по возможности на службе (если ты на послушании – ладно, иначе марш на вечернюю). Этим самым «повелением» сестрам испортили всё отношение к Таинству: оно из «радости радостей» превратилось в нудную обязаловку. Слышала, как между собой говорили:
– Ох, ну еще 3 дня осталось – и всё!
– Уф! Наконец! А то прям как-то…
– Но пока еще завтрашнее причастие никто не отменял – я пошла: надо бы грехи «сочинить»…
Скажете, что тут страшного: для монастырской сестры прочесть 4 канона, быть на службе?.. Во-первых, ограниченность сил. В монастырях люди по большей части больные. Еще одна добавочная нагрузка – срыв организма и психики. Иногда незаметный, но он всё равно есть. И с каждым разом накапливается.
Во-вторых, это было сделано не по доброй воле, а по принуждению. Одно дело, когда у человека душа, как говорится, просит молитвы (кто в течение дня канон к своему правилу прибавил, кто вечерочком акафист «лишний» прочел…), – и совсем другое, когда насильно заставляют: долби, долби, долби. Молитва, между прочим, – это РАЗГОВОР с Богом. Больше того: разговор, так сказать, «по душам». Представьте, что вас кто-то заставляет: поговори по душам с этим человеком. Мало ли, что это дело сугубо личное, дело настроя, а ты поговори! Ага, получилось? Поговори еще! И еще! Не получается? А ты всё равно иди – говори!.. Больше чем уверена, после такого насилия над душой вы будете отрицательно относиться к человеку, к которому вас запихивали на разговор, начнете избегать его. Ну, всё равно как против воли привели к психиатру или психологу…
И в-третьих, не стоит мыслить такими критериями: «для монастырской сестры», «она должна», «она обязана». В монастырях живут такие же люди, – именно это мне хочется на своем канале донести, – как вы. Какова бывает ваша реакция, когда вас заставляют делать что-то не потому, что дело действительно нужное, а только лишь по прихоти начальства? Вот взбрендилось ему в голову, и всё! Знакомая картина? Только на производстве, в офисе никто не трогает хотя бы душу человека, заставляя его выполнять ненужную или непродуктивную работу, а в обителях такими методами штампуют духовных инвалидов, покалеченных самодурством вышестоящих «духовных».
Нет, не поймите только неправильно! Я ни в коем разе не против причастия как такового, не против причастия вообще. Но во всем должна быть мера, а у каждого она своя. В вышеуказанном монастыре была одна сестра – так она сама хотела причащаться как можно чаще, больше, хоть каждый день, она относилась к этому легко, празднично (ну, еще и физически выносливой была). Это ЕЕ путь, ЕЕ понятие причащения. И в той же обители схимница, помню, говорила про это нововведение: «Я раз в неделю причащаюсь, а так часто ну не могу подходить к Чаше: только вчера соединилась с Господом, у меня радость еще "не выветрилась" – а тут снова надо плакать?! Я не могу плакать, Господь же еще во мне, со мной», – т.е. она ТАК относилась к Таинству. Для нее подготовка к причастию, чтение покаянных канонов – это не «отчитался и побежал», а переболеть, перестрадать душой за свои грехи, оплакать их…
Люди, души, судьбы, понятия… – такие разные. Это как в медицине: нельзя всему городу повально назначить одни и те же таблетки и одну и ту же дозировку. Болезней-то много. И всё зависит от организма. Передозировка или, наоборот, не данный вовремя тот или иной препарат может вызвать серьезные последствия, а иногда и летальный исход. Так и тут. Т.е. проблема монастырей (и нашего, и многих других в целом по России) в том, что начальство, не желая заниматься окормлением (наблюдением, помощью, воспитанием) своих подопечных КАК НУЖНО (т.е. уделять внимание каждому отдельно), старается поставить духовную жизнь «на конвейер». А это приводит к «инвалидности душ» – пришедших ко Христу, но отталкиваемых, отторгаемых таким образом от Него…
К тому же (в добавление к данному примеру) Святки – это еще и Рождественская пора разговения, православным разрешается в кои-то веки прожить почти 2 недели сплошь без поста. А тут сестер, наоборот, «впихнули» в ежедневный пост, ведь он положен перед причастием. Таким образом, данное благословение было еще и напрочь против церковного Устава.