Роберт Мэпплторп, известный своими черно-белыми портретами и элегантными цветными натюрмортами, сказал как-то: «Я ищу неожиданное. Ищу вещи, которые никогда не видел раньше».
Отправляясь на съемку, фотограф может приблизительно понимать, что его ожидает, или же ехать в совершенное новое место с незнакомыми ему людьми. Но даже и в первом случае довольно большое значение имеют неожиданные вещи, возникающие помимо желаний фотографа. Как бы тщательно ни проводилась подготовка к съемке, что-то остается непредвиденным:
- внезапно налетевшие тучи, побелевшая от снега земля или мокрые после дождя поверхности при съемке пейзажа;
- попавшие в кадр прохожие или вынырнувшаяся из-за угла машина при уличной съемке;
- эмоции модели или элементы ее одежды при съемке в студии.
Какие-то неожиданности могут нас раздосадовать, но если мы привыкнем к мысли о том, что постоянно что-то находится вне нашего контроля, непредсказуемости могут сильно оживить наши фотографии, внести в них элементы, превосходящие возможности нашей фантазии. Так бывает часто со сновидениями: нам снятся такие удивительные вещи, такие яркие подробности, какие мы сами бы не придумали.
Неожиданность — это свойство нашей жизни. Мелочи, вдруг вошедшие в кадр, оживляют снимок, одухотворяют продуманные нами сухие построения.
Неожиданно прошел человек — и дополнил снимок чем-то недостающим. Даже небольшая фигурка человека, включенная в кадр, может стать центром композиции: уголок двора, неживой без нее, вдруг становится говорящим и важным окружением персонажа.
Неожиданности расширяют нашу картину мира. Обернувшись однажды на Суворовском проспекте Петербурга, я увидела… идущую на поводке откормленную черно-белую свинью. Свинья в центре Петербурга? То, что не может вообразить наша голова, может с нами произойти. Случай со свинкой — самый простой. Не обязательно неожиданности так ярки. Иногда не очень заметные вещи могут стать важными для снимка.
Поэтому фотография так притягательна. Если нет идей — выходи на улицу, и что-нибудь произойдет. «Ничего не происходит, когда вы сидите у себя дома. Я всегда ношу камеру с собой в любое время», — рассказывает Эллиотт Эрвитт, выискивающий на улицах города остроумные сюжеты.
Очень много о неожиданностях знают уличные фотографы. На неожиданности у них всегда большие надежды. Вот как говорит об этом мастер городской съемки Алекс Уэбб: «...уличный фотограф ходит, смотрит и выжидает, и говорит, а затем смотрит и еще ждет, пытаясь по-прежнему верить, что неожиданное, неизведанное, таинственное или известное ждет его за углом».
Неожиданные результаты, подстерегающие нас при фотосъемке, однажды становятся мощными средствами выразительности. От «тут ничего не выйдет» мы приходим: «а тут получится вот так»:
- непрозрачная гладь воды на снимке обогащается отражением неба и всем тем, что находится в глубине;
- потеря деталей в тенях одаривает нас красивыми контрастными сценами;
- едва выпавший снег вдруг становится красивым узором;
- закатное солнце делает кожу золотистой;
- неожиданные ракурсы создают уникальную композицию;
- и еще много-много другого.
Часто ли непредвиденное вторгается в ваши съемки?..
© Copyright 2020. All rights reserved.
Страница автора в Контакте: https://vk.com/daria_vel
Instagram: https://www.instagram.com/dariavelizhanina
Facebook: https://www.facebook.com/profile.php?id=100005172847438
Если вы нажмете кнопку «нравится» или подпишетесь на канал, то добавите автору вдохновения на написание следующих статей!