Найти тему

Берегись автомобиля?

Оглавление

Завтра мы присоединимся к акции «Всемирный день без автомобиля», которая проводится в Беларуси с 2008 года. Водителей традиционно призывают 22 сентября пересесть на велосипед или бесплатно доехать до нужного места на общественном транспорте. Многие ли соглашаются на это?

Нужна мотивация

Всемирный день без автомобиля проводят, чтобы напомнить о проблемах загрязнения окружающей среды и показать все плюсы альтернативных способов передвижения по городу. Тем, кто решил поддержать акцию и выбрал вместо машины троллейбусы, автобусы, трамваи и метро, активисты-экологи на остановках вручали подарки. А в общественном транспорте таким автовладельцам разрешено весь день ездить бесплатно – достаточно предъявить контролерам водительское удостоверение и техпаспорт. И многие идут на это: «Минский метрополитен» заявил, что в 2019-м около 4,4 тыс. автовладельцев выбрали подземный вид транспорта.

Кандидат биологических наук, доцент кафедры экологического мониторинга и менеджмента Международного государственного экологического института имени А.Д. Сахарова БГУ Владимир Копиця считает, что оценить эффективность Всемирного дня без автомобиля можно только тогда, когда все откажутся от поездки на машине во время проведения акции.

– Такое мероприятие проходит в нашей стране уже давно, и обычно 22 сентября поток автомобилей особо не уменьшается. Нужна очень хорошая мотивация для того, чтобы люди отказались от машины на целый день. Многие выбирают комфорт, скорость и безопасность, что особенно актуально во время коронавируса, – говорит Владимир Копиця.

По данным Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, самую большую долю в общий объем выбросов загрязняющих веществ вносит автотранспорт – более 70 %.

-2

Мода на вело

Есть еще одна альтернатива автомобилям и мотоциклам, а также отличная замена общественному транспорту – велосипеды и электросамокаты. Мода на велосипеды пришла к нам из Северной Европы, где возле вокзала выделены огромные стоянки для такого транспорта. Например, в Голландии люди приезжают на электричке в город, берут двухколесник и ездят на нем весь день. В этой стране велодорожки выделены другим цветом и зачастую отделены от тротуара и проезжей части, а велопарковки есть почти у каждой станции метро или автобусной остановки. Иногда они достигают размеров подземного паркинга на несколько тысяч велосипедов. Также существуют вагоны, в которые можно заходить с двухколесным транспортом и не бояться, что кому-то причинишь дискомфорт. Такая общественная инициатива, убежден Владимир Копиця, должна получить государственную поддержку и в Беларуси.

-3

Все европейские страны, включая нашу, к 2005 году прекратили использование этилированного бензина, содержащего свинец. Такое химическое соединение опасно для здоровья человека и может вызвать рак легких. Как сообщает Национальный статистический центр Республики Беларусь, этот запрет привел к резкому снижению загрязнения атмосферного воздуха. Но прогресс не стоит на месте: у современных автомобилей появляются новые двигатели стандарта Евро-6. Следом меняются марки бензина, в которых нет серы.

– В Америке и Бразилии машины ездят на спирту, но пока такая технология не применима для Беларуси, – замечает кандидат биологических наук.

Этиловый спирт – это экологически чистый продукт и наилучшее средство для борьбы с выхлопными газами, которые вызывают парниковый эффект. Но такой вид топлива применим для стран со стабильно теплым климатом, где температура воздуха не опускается ниже 10 градусов. И чтобы работать на чистом спирте для двигателей автомобилей, эксплуатируемых на наших дорогах, требуется увеличение вместимости топливного бака и изменение других технических характеристик.

– А вот в Германии пробуют использовать водород как автомобильное топливо, но важно соблюдать меры безопасности, иначе можно получить бомбу. Изобретение электроавтомобилей стало хорошим выходом в деле снижения загрязнения атмосферного воздуха, которое приобретает большую популярность в мире. Наша страна тоже не отстает в развитии электротранспорта. Например, в Минске запустили электробусы и модели троллейбусов.

Не разовая акция, а стиль жизни

По последним данным Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, с 2014 года количество загрязняющих выбросов от мобильных источников, куда также входят механические транспортные средства, снизилось больше чем на 11%.

– Все зависит от человека и его стиля жизни, – уверен преподаватель. Пока что мы движемся к обществу потребления, что негативно сказывается на состоянии природы. Поэтому нужно популяризировать электротранспорт и велосипеды. Когда появится общедоступная альтернатива, люди задумаются, а нужно ли им покупать автомобиль. Грамотная планировка улиц тоже имеет большое значение в обеспечении чистоты воздуха. И Минск как раз выигрывает перед старыми городами за счет своих широких улиц. Потому что это позволяет избежать пробок и единовременного скопления большого количества выхлопных газов, тем самым снижая загрязнение воздуха.

Беларусь пока только на пути развития экологически безопасного способа передвижения. И еще многое предстоит сделать. Например, увеличить количество специальных полос для движения велосипедистов и парковочных мест для электротранспорта, а также использование в городах автомобилей, которые соответствуют международным стандартам.

– Акции – это напоминание о том, что есть проблема и что вместе мы можем ее решить. Но хорошо бы это делать не раз в год, а каждый день, – считает Владимир Копиця.

На заметку

Каждый велосипедист должен знать

Как крутить колеса по правилам – напоминает Госавтоинспекция.

Статистика свидетельствует: основные причины ДТП с участием велосипедистов – неправильное пересечение проезжей части, выезд из-за препятствия и движение по проезжей части при наличии тротуара. Что нужно помнить, выбираясь в город на двухколесном?

Нельзя опережать транспорт на перекрестке: есть вероятность, что при повороте вас не заметят. При пересечении проезжей части нужно обязательно спешиться и выходить на нее, убедившись в своей безопасности. Исключение составляют велопереезды – места, выделенные специальной зеленой разметкой. При осуществлении маневра необходимо убедиться в его безопасности, посмотрев в зеркало заднего вида или обернувшись. При этом все маневры должны сопровождаться жестом руки.

При выезде из-за препятствия нужно снизить скорость или даже остановиться и убедиться в безопасности выезда. Двигаться необходимо по вело- или пешеходным дорожкам, тротуарам и обочинам. И только при их отсутствии делать это разрешено по проезжей части, но не далее метра от ее края. Кроме того, при пересечении выездов со дворов не стоит забывать, что видимость в этих местах часто бывает ограничена, а некоторые водители автомобилей могут быть невнимательными. Поэтому следует контролировать обстановку и притормаживать.

Перед поездкой необходимо оборудовать велосипед в соответствии с требованиями ПДД: световозвращателями или катафотами (спереди – белым, сзади – красным, по бокам – оранжевыми), звонком, зеркалом заднего вида, фонарями для движения в темное время суток. Катаясь на велосипеде, нельзя забывать о средствах защиты (шлем, защитные перчатки), которые уберегут от травм при падении.

Чтобы быть заметнее для других участников дорожного движения, велосипедистам необходимо надевать яркую одежду, а в темное время суток обозначать себя световозвращающими элементами.

Ревекка АХРАМЕНКО