Найти в Дзене
Александр Лапин

Почему обывателю лучше не покупать старую мечту юности?

Пост получился более скучным, чем предыдущий, но надо уж оформить свои мысли о двух сторонах одной медали в печатном виде, чтоб было по-честному. Повторюсь, что всё нижесказанное — сугубо моё личное мнение, чутка разбавленное гиперболами потехи ради. Допустим, некий обыватель возмечтал приобрести автомобиль с глянцевых разворотов журналов времён его юности: скажем, Mercedes-Benz W124 — а то и вовсе какой-нибудь Cadillac Brougham. Обывателем я называю человека, который, хоть и интересуется автомобилями, никогда не сталкивался с нюансами покупки и эксплуатации крепко подержанных моделей, не имеет времени и возможности заниматься машиной самостоятельно, не покупает старые авто в целях инвестиций и коллекционирования. Итак, какие же круги ада придётся пройти смельчаку, рискнувшему окунуться в бездны ассортимента некровёдер: 1. Этап нацеливания на конкретную модель для покупки. Для того, чтобы понять, что стоит рассматривать, а что лучше откинуть, нужно иметь богатый опыт изучения форумов а

Пост получился более скучным, чем предыдущий, но надо уж оформить свои мысли о двух сторонах одной медали в печатном виде, чтоб было по-честному. Повторюсь, что всё нижесказанное — сугубо моё личное мнение, чутка разбавленное гиперболами потехи ради.

Допустим, некий обыватель возмечтал приобрести автомобиль с глянцевых разворотов журналов времён его юности: скажем, Mercedes-Benz W124 — а то и вовсе какой-нибудь Cadillac Brougham. Обывателем я называю человека, который, хоть и интересуется автомобилями, никогда не сталкивался с нюансами покупки и эксплуатации крепко подержанных моделей, не имеет времени и возможности заниматься машиной самостоятельно, не покупает старые авто в целях инвестиций и коллекционирования.

Полный размер
Полный размер

Итак, какие же круги ада придётся пройти смельчаку, рискнувшему окунуться в бездны ассортимента некровёдер:

1. Этап нацеливания на конкретную модель для покупки. Для того, чтобы понять, что стоит рассматривать, а что лучше откинуть, нужно иметь богатый опыт изучения форумов автовладельцев, youtube-каналов, статей в старых журналах. История знает немало примеров, когда удачные в общем-то модели губили инженерные просчёты — например, двигатели серии Northstar, ставившиеся на многие модели Кадиллаков. В наше время малопробежный Cadillac Seville STS стоит очень дёшево, что несведущего любителя американских авто может привести в неописуемый восторг. На самом же деле он так дёшев именно потому, что двигатель может накрыться в любой момент без предупреждения, и ремонт встанет дороже, чем сама машина. Есть способы предотвратить катастрофу, но они довольно трудоёмки.

Есть и случаи удешевления моделей после рестайлинга, сказавшиеся на ухудшение надёжности. Есть примеры отличных машин с одним типом коробки передач/двигателя и ужасных с другими агрегатами. В общем — в этом всём надо хорошо разбираться, если не хотите попасть на большие деньги.

Полный размер
Полный размер

2. Поиск кандидата для покупки на онлайн-ресурсах. Вы думаете, что бьюти-фильтры на фотографиях девушек, превращающие потрёпанных мамзелей рубенсовских форм в стройных газелей с кожей младенца — это удел только Инстаграма? Ха! В наше время подретушировать можно любую фотографию, в том числе автомобиля для продажи. Зачем тратиться на химчистку, полировку и керамику, если можно сделать нужный эффект в фоторедакторе? А ещё лучше — выложить фотографии 10-летней давности. В итоге вы, облизнувшись на красивую картинку и не менее блестящее описание, мчитесь на встречу с продавцом, чтобы обнаружить там нечто в состоянии едва ли лучше экземпляра с авторазборки. Очередная потеря времени.

3. Общение с перекупами или недобросовестными частниками. Типичные виды обмана:
— "машина в идеальном состоянии для своего возраста" (в английском варианте — "perfect shape for its age"): обычно означает, что сквозь дыры в кузовных элементах можно заглянуть в салон; руль изгрызен мелкими зубами хозяйской чихуахуа, которую возили на руках, а обивка дверей изгвоздана её когтями; пол заднего ряда попахивает использованными памперсами; растрескавшаяся обивка сидений заклеена изолентой; набалдашник КПП давно заменён на аналог советской "розочки", потому что оригинальный давным-давно соскочил и потерялся.
— "небольшие дефекты ЛКП": испещрённый шрамами от гравия капот, вмятины от града на кузове, стёсанные углы бамперов.
— "в машину вложено более 10 тысяч долларов": по факту это покупка тюнячек в виде более современной звуковой аппаратуры и медиасистемы, левых колёсных дисков, усаженная подвеска, в лучшем случае — полировка и керамическое покрытие. Получаем конфетку снаружи с ржавыми и уставшими потрохами внутри.
— "машина всё время была в одной семье": да, была — до последнего владельца, являющегося перекупом, который отхватил на распродаже наследства почившего дедушки его автомобиль, толком не обслуживавшийся уже много лет.
— "я — механик, поэтому обслуживал машину особо тщательно (meticulously maintained car)": означает буквально следующее — "менял только то, из-за чего машина может встать колом посреди дороги, на остальное забил болт".
— "немного ржавчины, ничего особенного, обычная косметика": приготовьтесь к покупке сварочного аппарата для латания остова того, что когда-то называлось автомобилем.

Полный размер
В объявлении писали, что машина без ржавчины
Полный размер В объявлении писали, что машина без ржавчины
Полный размер
Но есть и честные объявления!
Полный размер Но есть и честные объявления!

4. Оценка износа агрегатов. Не будучи специалистом или хотя бы человеком, который привык обслуживать машину сам, практически невозможно понять, навернутся ли АКПП и двигатель на следующий день после покупки или хотя бы через год. Можно, конечно, заехать вместе с владельцем машины в СТО, чтобы получить вердикт специалистов. Всё бы ничего, но цель СТО — зарабатывать деньги на клиентах, а если зарабатывать по-честному не получается, то иные сервисы не стесняются разводить на бабло, поэтому в одном списке вам подсунут и то, что надо менять, и то, что не надо. Пример: когда мы продавали нашу прошлую E39, один из потенциальных покупателей попросил оставить машину в СТО, которая якобы специализируется на обслуживании БМВ. Дело было в дождливый день. Мастеры-ломастеры вывесили машину на подъёмнике и запричитали, что снизу всё течёт: масло там, антифриз и прочее, и выдали огромный счёт на ремонт. Покупателя это, конечно, отпугнуло. На самом же деле с машины стекала… вода после дождя! Надо ли упоминать, что никаких луж технических жидкостей на полу нашего гаража машина никогда не оставляла.

5. Оценка состояния кузова и поиск проблем с законом. Посмотрев с десяток роликов на канале Максима Шелкова, в России не станешь не то, чтобы подержанную машину в принципе покупать, но даже новый автомобиль без предварительного осмотра экспертов брать боязно. С другой стороны, если считаете, что отсутствием чёткого отслеживания количества ДТП и юридических проблем страдает только российский авторынок, то ошибаетесь: североамериканские autocheck и carfax тоже отнюдь не всегда имеют полную информацию о приключениях автомобиля, причём старше автомобиль, тем больше "скелетов в шкафу". Ситуация, конечно, в целом более прозрачная, чем на российском рынке, но ситуации со скручиванием пробега на привлекательных в узких кругах автоценителей моделях не единичны.

6. Борьба или примирение с тюнингом автомобиля. Найти старую машину без модификаций довольно-таки нелегко. Проблема тюнинга даже не в возможном несовпадении вкусов покупателя и продавца (не буду затрагивать эту тему), а в том, что изменения относительно штатного оснащения могут быть сделаны грубо и непрофессионально. В итоге новый владелец будет долго чесать репу, куда должен был идти вот этот болтающийся провод, а то и вовсе рискует столкнуться с самовозгоранием автомобиля.

Полный размер
Полный размер

7. Наконец, найден и куплен ухоженный экземпляр интересующей обывателя модели. Что с обслуживанием? И тут обыватель обнаружит, что у официального дилера (если марка была представлена в стране) ремонтировать машину дорого, особенно если это премиальный бренд. Ауди-то может быть и 30 лет, и куплена она за 10 тысяч долларов, но запчасти и стоимость нормочаса тарифицируются как для новых экземпляров. Пример (не про янгтаймер, но просто про старый "премиум"): сломалась старая Акура TL дочки знакомого: открутился болт нижнего рычага в правом переднем колесе и разрушились сайлент-блоки, что потянуло за собой ещё несколько проблем. Поскольку у знакомого самого новая Акура, он повёз дочкину машину к дилеру. Ремонта насчитали на 4500 CAD, что выше покупной стоимости машины. На сторонней же СТО машину отремонтировали за 700 CAD. Впрочем, возможно, это было примером североамериканского "fuck you price": когда дилеру неохота возиться со старой машиной (нет запчастей, уже не осталось работников, которые знакомы с техобслуживанием старых машин и т.д.), то он как раз выставляет непомерный ценник за услуги.

Что делать? Искать клубные сервисы или "дядю Васю", который специализируется на ремонте конкретной марки/модели. В таких местах могут просить меньше, чем у оф.дилера, но, увы, могут не гнушаться обмана доверчивого и не разумеющего в матчасти обывателя (особенно если обыватель — женщина). И тут выясняется, что вроде бы живая и на первый взгляд не требующая внимания машина тянет деньги как пылесос: то поменяй, это поменяй, то уже почти подошло, это сломалось… В итоге из авто выходного дня и хобби автомобиль превращается в заметную финансовую обузу.

8. Это ещё хорошо, если запчасти для старого авто можно в принципе приобрести. Но вдруг может выясниться, что для 20-летней машины уже не предлагают некоторых оригинальных деталей. И начинается поиск по разборкам и по каталогу б/у на ebay… А продавцы тоже не дураки: они знают, что новое уже не купить, поэтому даже за старое ломят неадекватную цену. Но деваться-то некуда…

9. Ну и давайте будем честны: старые машины нередко требуют внимания чаще, чем новые. Речь не о поломке как таковой, а о замене изношенных деталей в подвеске, проведении большого ТО двигателя и т.д. Опять же, если человек хочет сохранить волшебную плавность хода старого Мерседеса, ему придётся раскошелиться либо на оригинал, либо на очень качественный aftermarket. И тут вдруг окажется, что эти расходы обойдутся в половину стоимости самого подержанного Мерседеса, что станет весьма неприятным открытием для семейного бюджета.

В итоге машина "для души" и ностальгии по молодости превращается в чёрную дыру, вечно тянущую деньги и время. Для человека, в список хобби которого не входят лежание в засаленном комбинезоне на грязном полу под машиной, а также просиживание в интернете на предмет консультаций с владельцами таких же машин или поиска, где выгоднее приобретать запчасти, сии занятия превратятся в весьма неприятную обузу. Сбывшаяся мечта о покупке автомобильного идола юности трансформируется в гниловатую тыкву.

Некровёдра — удел тех, кто не только возится с машиной сам, но и вовлёк близких в это гиблое дело. А посему, если вы не готовы стать "рабом машины" и приносить ей жертвы в виде львиной доли своей зарплаты или времени, которое вы могли бы провести с семьёй, лучше не покупать очень старые авто.