Найти тему
1520. Все о путешествиях

Из поездов убрали рундуки и разозлили пассажиров. Но без них, кажется, и правда лучше

Исчезновение рундуков из поездов дальнего следования мои читатели считают одним из главных недостатков новых пассажирских вагонов. В РЖД объясняли нововведение требованиями безопасности. Но действительно ли рундуки были опасны, и так ли ужасно их отсутствие?

Спать на своих вещах

На фотографии выше – рундук в купейном вагоне поезда дальнего следования. Еще 10-15 лет назад такие ставились повсеместно – и в купе, и в плацкарте.

Однако со временем производители отказались от рундуков. Когда я написал об этом впервые, это вызвало шквал негативных мнений. До сих пор, когда я пишу про какой-либо новый вагон, один из самых частых комментариев – а как там с рундуками?

Интерес пассажиров к рундуку понятен – в нем легко перевозить ценные вещи. Убрал сумку под полку, лег сверху и спишь спокойно, зная, что никто ничего не унесет из-под тебя. Я и сам хорошо знаю это ощущение безопасности, когда везешь ноутбук, фотоаппарат или еще какую-то другую технику. Убираешь вниз и не беспокоишься.

-2

Бывало, что при поездке откуда-нибудь из деревни, в рундук убирались вещи, которые могли потенциально запахнуть – грибы, рыба, ведра с сырым мясом.

Но несколько лет назад от рундуков отказались. Во всех новых вагонах их нет – ни в плацкартных вагонах, ни в купейных (в том числе в двухэтажках).

Требования безопасности и не только

Когда я впервые написал об исчезновении рундуков, мне на почту пришло письмо от человека, который сообщил, что в курсе причин изменений. По его словам, исчезновение рундуков – это было новое требование безопасности. Рундуки убрали, чтобы нехорошие люди не могли ничего спрятать там.

Меня такой ответ не удовлетворил: уж очень нелогично он выглядел. Согласитесь, в вагоне довольно много мест, где можно что-то скрыть. Например, запереть в купе. Или убрать в том же купе в нишу над проходом. Да и, чего греха таить, в вагонах без рундуков проводники не проверяют постоянно, что там внизу под полками. Стоят себе сумки и стоят.

Производство плацкартного вагона на Тверском вагоностроительном заводе. 2018 год.
Производство плацкартного вагона на Тверском вагоностроительном заводе. 2018 год.

В первое время, как только от рундуков отказались, производители стали делать вагоны просто со свободным пространством под полками, как в купе, так и в плацкарте. В плацкартных вагонах казалось, что вещи совсем не защищены со стороны прохода. Так что позже между пространством под полкой и коридором стали ставить перегородки, как на фото выше, сделанном на Тверском вагоностроительном заводе.

Когда я общался с авторами концепции других плацкартных вагонов – со шторками, – они рассказали, что тоже отказались рундука, но не только потому, что это было требование безопасности. Отказ от ящика под полкой позволяет решить еще как минимум три проблемы.

Во-первых, без рундука под полку влезает больше вещей, в том числе негабаритные чемоданы. Особенно если сместить вбок штангу, поддерживающую нижнее место. Это и было сделано в плацкартах со шторками.

Во-вторых, когда нет рундука, то пассажиру верхней полки проще выйти из вагона, взяв внизу свои вещи и не тревожа нижнего пассажира.

Наконец, в-третьих, проводникам легче убираться и мыть пол в вагонах, где нет рундуков.

-4

Чемодан с замком

По правде говоря, первое время я считал, что исчезновение рундуков – большая проблема. Но со временем понял, что это не так.

Во-первых, действительно убирать вещи вниз и доставать их оттуда без рундука намного удобнее. В вагонах с рундуками поднять полку, особенно когда она застелена и сверху лежат матрасы с бельем – это всегда было целым событием. И да, практика подтвердила, что без рундука внизу гораздо проще разместить негабаритный багаж.

Во-вторых, в том, что касается сохранности самих вещей, то тут тоже есть решения. Например, на чемодан можно повесить замочек. А если вы беспокоитесь за сохранность самого чемодана, то его можно привязать к столу или штанге специальным тросом – опять же с замком. Кажется, так никто не делает, и это требует дополнительной подготовки – покупки соответствующего чемодана и аксессуара к нему. Но тут уж ничего не поделаешь. Покупают же пассажиры авиакомпаний чемоданы такого размера, чтобы они проходили по габаритам в ручную кладь...

-5

Но главное, на что я обратил внимание: в вагонах в общем-то стало безопасно, и никто на вашу ручную кладь покушаться не будет. Тут и камеры ставят, и любой пассажир понимает, что при покупке билета давал паспортные данные, так что желающих рискнуть и попасться на воровстве – мало. Никогда не видел, чтобы кто-то лез ковыряться под полку другого пассажира. И уж тем более, нет желающих стянуть вещи с третьей полки наверху.

Так что, вероятно, отказ от рундуков был верным решением. А вы как думаете?