Итак, в прошлой публикации (смотри здесь), я описал случай, когда нашего полицейского засудили за попытку пресечь правонарушение и защитить самого себя от побоев. Полковник находился на выходном дне, но по просьбе соседей попытался прекратить разгул азербайджанцев, его начали бить и он случайно застрелил из «травмата» одного из нападавших. При этом он сам, на суде, говорил, что вмешался, так как полицейский даже будучи на выходном дне, обязан выполнять полицейские функции. Мы с моими иностранными коллегами много говорили на эти темы и вот какая картина вырисовывается.
Говорит американский полицейский.
- Во-первых, на службу я прихожу в гражданской одежде. Там переодеваюсь в униформу и иду получать служебное оружие. Можно, конечно сразу из дома идти в униформе, но это будет вводить граждан в заблуждение. Они ведь будут думать, что я уже приступил к исполнению служебных обязанностей, хотя на самом деле это не так. А если я не приступил к службе, то я не являюсь полицейским, я простой гражданин, как и все остальные и не имею права выполнять функции полицейского. Но если я буду в форме и откажусь выступить в качестве полицейского — это будет шок для людей. Это серьезным образом дискредитирует полицию. Так что лучше в гражданке.
- Теперь насчет оружия. Перед заступлением на службу я получаю служебное оружие, наручники, дубинку, радиостанцию ну и прочие необходимые в нашей работе предметы. Находясь на службе, в случае если возникнет необходимость применить оружие, я должен применять только служебное оружие. Можно конечно, если «приспичит», использовать любое оружие, но потом будут долгие разбирательства, нервотрепка. Поэтому лучше служебное. Обычно его бывает достаточно. Поэтому свой личный пистолет, не полицейский, я оставляю в шкафчике с гражданской одеждой в полицейском участке. После службы все происходит в обратном порядке.
Комментарий автора: заметьте, наш герой, от дома до работы идет с оружием. Где такое вы слыхали у нас? Но идем дальше. Я задаю очень сильно интересующий меня вопрос, связанный с содержанием первой части публикации:
- То есть ты являешься полицейским и имеешь право осуществлять полицейские функции только лишь когда ты официально заступил на службу и одел униформу?
- Да, это так. Ну, естественно, есть полицейские, которые несут службу и без униформы — оперативные работники, например. Детективы. Но в любом случае, если возникнет необходимость, у них должно быть доказательство, что они находились на службе. Если ты на выходном дне или в отпуске, то ты не можешь выступать в качестве полицейского что бы ни случилось.
- Хорошо, - говорю я. - Ну вот представь — ты закончил рабочий день, переоделся в гражданскую одежду, засунул свой личный пистолет в карман пиджака, и идешь домой. Внезапно ты видишь как дерутся двое мужиков. Что ты будешь делать?
- Если ты имеешь в виду, буду ли я вмешиваться в их драку, то нет. Ни в коем случае. Я вызову полицию.
- И все? Но они же будут драться дальше. И может дойти и до убийства.
- Ну, во-первых, может и не дойти. Как правило патрульный автомобиль прибывает в течение трех-пяти минут. Дежурный оператор направляет ближайший к месту происшествия. Во-вторых, я конечно, предложу им прекратить драку, но вмешиваться и разнимать их — это чревато. Я же не знаю, что происходит. Кто прав, кто виноват? А может это какая-то инсценировка, или еще что-то. Нельзя мне физически вмешиваться. Словами увещевать, уговаривать можно. Имеющееся при мне личное оружие я могу применить только если непосредственно моей жизни будет угрожать опасность.
- Ну а если ты видишь, что вот сейчас уже произойдет убийство, а полиции все еще нет. Тогда как?
- Не знаю. Можно конечно вмешаться. Но если обычному гражданину — это сойдет с рук, то к полицейскому, который не на службе и полез в драку, возникнет много вопросов. Поэтому лучше дождаться патруля.
- То есть ты в данном конкретном случае свое личное оружие не применишь для защиты другого гражданина, даже если будешь видеть, что ему угрожает смертельная опасность?
- Не знаю, все зависит от обстоятельств.
Короче я так и не смог от него добиться конкретного ответа. Он все бубнил о том, что каждый должен выполнять свою работу пока он на работе, а после работы не лезть не в свое дело. Но я не унимался.
- Ну, хорошо, - настаивал я, - давай изменим ситуацию. Вот идешь ты домой после службы и мечтаешь о баночке холодного пива перед телевизором. И вдруг слышишь как за окнами дома, мимо которого ты проходишь, слышны крики мужчины и женщины, какие-то звуки похожие на удары. Твои действия?
- Даже находясь на службе я не имею права проникать в частное жилище, если у меня нет информации о том, что там происходит нечто противоправное. Нужен ордер. А уж тем более когда я не на службе. А может это телевизор громко так работает? А может они там домашний спектакль ставят? А может они так свою любовь выражают. Каких только пристрастий в сексе не бывает. Я позвоню, чтобы вышли хозяева..
- Но никто не выходит. Там реально драка, муж убивает жену. Она визжит, он кричит, что убьет ее.
- Да мало ли кто там чего кричит? Не имею я права вторгаться на территорию частной собственности. Я должен вызвать полицию. Максимум, что я могу сделать — это продолжать вызывать хозяев, звонить в дверь, ну и осуществлять за ним наблюдение. Патруль обычно прибывает в течение трех-пяти минут, я же сказал. За это время никто никого не убьет. Но даже и патруль не будет вламываться в окна и высаживать дверь. Сначала будут пытаться вызвать хозяев.
Вот так вот. Оказывается пяти минут для того чтобы убить жену в Америке недостаточно.
Когда я сказал ему, что наше руководство требует от полицейского, чтобы он оставался полицейским даже во сне, независимо выходной у него, отпуск ли, рабочее время или нет, он сказал, что это не правильно. Так не должно быть. А как ты будешь потом получать страховку за полученные телесные повреждения?
Что есть, то есть. Когда дойдет дело до страховки — так и скажут. Ты же в отпуске был. Какого хрена полез туда? Никакой тебе страховки. Вернее страховку-то может и получишь, но уже как за бытовую травму. А это две большие разницы.
Что касается продолжительности рабочего дня. У наших полицейских она, как известно, беспредельна. Самое главное, что ты не должен приходить на работу позже часа, когда официально начинается рабочий день, и не уходить раньше, чем официально он заканчивается. Но работать сутки напролет, без выходных и проходных - это в порядке вещей.
У нас, если ты ушел с работы как положено по распорядку, - значит ты «неработь». Если же ты начнешь утверждать, что ты все успеваешь сделать в течение рабочего дня, то начальство тут же решит загрузить тебя дополнительной работой.
За «бугром» не так.
Там все наоборот. Если ты засиживаешься за делами допоздна, то значит ты не умеешь организовать свой рабочий день. Значит с тобой что-то не так. Кроме того, сверхурочная работа подлежит оплате. Поэтому руководство строго следит, чтобы никто просто так на работе по окончании рабочего дня не оставался. Чтобы сотрудник не требовал потом оплатить ему это позднее сидение в офисе.
Но в любой полиции бывают случаи, когда для выполнения какой-то работы обычного количества персонала не хватает. Какие-то дополнительные дежурства, патрули и т. д. Тогда на специальной доске в участке пишут время и дни, когда требуются люди для сверхурочной работы. И каждый, кому нужны лишние деньги и некуда девать свободное время, пишет на этой доске свою фамилию. Только так ты официально работаешь сверхурочно и получаешь законным образом сверхурочную оплату. Обычно в двойном размере.
У нас начальники всеми силами пытается заставить тебя работать больше чем положено, и при этом заплатить меньше чем положено. И это у них прекрасно получается.