Я умудрился третий раз наступить на те же грабли: купить путевку «РЖД Тура» и оказаться «кинутым». Сумма на этот раз впечатляющая. И самое обидное, что все случилось в раскрученном туристическом поезде Москва – Ростов-на-Дону – Элиста – Москва. Рассказываю, как все было.
7800 с человека: брать или не брать
Сам поезд Москва – Ростов-на-Дону – Элиста – Москва был чудесный. Я описал путешествие в деталях здесь. Ростов-на-Дону и окрестности мы обследовали самостоятельно, а вот как осматривать Калмыкию, я не понимал. Я пытался найти экскурсоводов заранее, но через Интернет это было сделать невозможно. Многие были заняты в тот день, когда мы приезжали, ведь помимо прибытия туристического поезда это был еще и день фестиваля тюльпанов – масштабного мероприятия в степи.
В поездах на столиках лежали буклеты, предлагающие купить экскурсию у «РЖД Тура» за 7800 рублей с человека. Вообще-то, это очень много для автобусной экскурсии продолжительностью 8-9 часов.
Принимая решение о поездке, я, конечно, прокручивал в голове все те случаи, когда в «РЖД Туре» не справлялись со взятыми на себя обязательствами. Например, в феврале я ездил с партнерами «РЖД Тура» по Кругобайкальской железной дороге, и эти товарищи не выполнили примерно половину заявленной программы, а потом еще и деньги отказались возвращать.
Представитель «РЖД Тура» в поезде говорила, что в этот раз все точно должно быть хорошо, потому что это разовый рейс, и к поезду привлечено повышенное внимание, в том числе местных властей.
В стоимость поездки входило посещение заповедника «Черные земли», где туристам были обещаны «уникальная цветущая степь и тюльпановые поля». Кроме того, в программе были заявлены пешеходная экскурсия по центру Элисты, обед, посещение Центрального хурула и фестиваля тюльпанов.
Для меня было очевидно, что без экскурсии мы можем посетить все то, что обещал тур, кроме заповедника. Во-первых, туда не проехать на простых машинах, а, во-вторых, о посещении заповедника в апреле нужно договариваться еще зимой – слишком много желающих.
Я объяснил представителю «РЖД Тура», что мы, если и купим экскурсию, то только ради заповедника, и переспросил, не могут ли отменить его посещение.
«Нет, туда специально проезжали машины, все тестировали, что точно проедем. Нам выделены "буханки", и все будет, несмотря на дожди. Проходил грейдер. Там все цветет, мне присылали фотографии. Берите экскурсию, сами вы туда ни за что не попадете», – сказала представительница турфирмы. После этого мы, скрепя сердце, выложили 23400 за троих. Не могут же они врать так открыто?!
Было очевидно, что можно было взять такси в Элисте и увидеть все, что угодно, но не заповедник. Поскольку мы вряд ли когда-нибудь вернемся в Калмыкию, мы решили не упускать такой шанс. К тому же в программе был заявлен самый интересный участок «Черных земель» – орнитологический. Он называется «Маныч-Гудило» и там можно увидеть, к примеру, пеликанов.
«Дорогу развезло»?
Экскурсия для купивших путевку у «РЖД Тура» начиналась не в Элисте, а от станции Дивное, расположенной в Ставропольском крае. Она намного ближе к заповеднику, и поезд проходил ее почти за три часа до Элисты. Для участников поездки подали семь микроавтобусов. То, что в них не было нормальных ремней безопасности и криво работал микрофон, – позже оказалось меньшим из зол.
Сперва в автобусах нам рассказали о Калмыкии, потом – о заповеднике. В какой-то момент экскурсовод вскользь произнесла: «К сожалению, в заповедник мы сегодня не попадем, но мы нашли для вас поле, где можно увидеть тюльпаны».
По маршрутке пронеслось возмущение: отменился ключевой пункт программы, но никто об этом не предупредил заранее. Я тоже негодовал: как так, ведь восемь часов назад представительница турфирмы божилась, что там все проверено, и только ради этого я заплатил такие деньги.
Экскурсовод объяснила перенос прошедшими дождями, но в ночь накануне экскурсий в Элисте дождей не было, проговорилась она позже.
Что там произошло на самом деле, остается только гадать. В итоге нас привезли в поле возле трассы в 20 км от Элисты, где дали около часа на фотографирование.
Хотя народу было очень много, можно было найти возможность сделать симпатичные кадры.
Очевидно, что на троих на такси из Элисты мы могли бы съездить в это поле примерно за тысячу рублей.
Бестолковое посещение Элисты
После этого нас повезли на пешеходную экскурсию по городу Элисте, столице Калмыкии. Она заняла минут двадцать. Мы прошли вместе с экскурсоводом метров 500 по главной улице, она показала нам несколько наиболее ярких религиозных объектов. На этом экскурсия закончилась, нам дали полчаса свободного времени.
Ценность этой экскурсии понять сложно. При самостоятельном осмотре города мы увидели бы больше. Например, многих интересовал уникальный город шахмат, построенный к Шахматной Олимпиаде 1998 года. Но он не был заложен в программу, и на него не осталось времени.
Следующий пункт программы – Центральный хурул. В этот день Элиста была наводнена туристами, поэтому в хурул была огромная очередь. И заявленное в афише «посещение» главного культового сооружения калмыков тоже сорвалось.
Лично я по этому поводу не сильно расстроился, но в нашей группе были люди, для которых это было важно, и они потом громко возмущались, что два главных пункта экскурсионной программы – заповедник и хурул – оказались сорваны. Осматривай они город самостоятельно, они смогли бы заложить время на эту самую пресловутую очередь.
Обед прошел по графику. Было три перемены блюд – салат из свежих овощей, калмыцкий бараний суп (баранина, картошка и бульон) и бёрихи (калмыцкий аналог пельменей). Такой набор довольно простой еды уровня столовой обошелся бы в среднем рублей в 500 с человека.
25 минут на фестиваль
После обеда оставался последний пункт программы – посещение фестиваля тюльпанов. Из-за того, что все подъезды к мероприятию были забиты туристами, организаторы договорились о сопровождении автобусов машинами ГИБДД. Но это не сильно помогло. Ехали так долго, что на осмотр самого фестиваля осталось 25 минут. Те, кто не брал экскурсию, тоже могли самостоятельно посмотреть фестиваль – из Элисты туда ходили бесплатные автобусы.
Фестиваль тюльпанов – это, несмотря на название, не совсем про тюльпаны. Это большое мероприятие в степи, в рамках которого проходят всевозможные концерты, мастер-классы по ремеслам, спортивные состязания, продают национальную и не очень еду и т.д. Конечно, 25 минут для осмотра такого мероприятия – очень мало.
Если бы организаторы были гибче, они запросто могли бы оставить больше времени на фестиваль, ведь и после экскурсии, и после посещения территории возле хурула, и после обеда были несуразные полчаса «свободного времени».
К поезду автобусы вернулись за пять минут до отправления.
Несмотря на то, что ж/д вокзал закрыт уже несколько лет, к прибытию туристического поезда из Москвы тут успели соорудить «театр безопасности». Попасть на платформу можно было только через второй этаж вокзала, где поставили рамки металлоискателя и интроскоп для просвечивания вещей.
Поезд отправился на 10 минут позже расписания из-за того, что некоторые микроавтобусы опоздали к отправлению поезда.
«На трамвае было бы лучше»
Уже в пути следования в вагон зашла представительница «РЖД Тура».
«Да, нам есть еще над чем работать. Все прошло негладко», – сказала она.
Организаторша рассказала, что, оказывается, никто из представителей «РЖД Тура», прежде чем везти в Калмыкию целый поезд туристов, заранее не проезжал маршрут и не прорабатывал возможные «узкие» места. Никто даже не задался вопросом «а что делать, если дорогу размоет, ведь мы взяли с людей за это 7800 рублей». Понадеялись на партнеров.
Нас, купивших экскурсию, было шесть человек на два плацкартных отсека, и все остались крайне недовольны. Одна женщина эмоционально пожелала «РЖД Туру», чтобы у них отняли лицензию.
«Я вчера ездила по Ростову на трамвае и то получила больше хороших эмоций», – сказала она.
Очевидно, что «красная цена» поездки, за которую взяли 7800 рублей, – от силы тысячи три. А самостоятельно можно было организовать такую за те же 3000, но уже на троих.
Дело не в «косяках», они могут быть у всех, а в том, что они происходят системно, и представители турфирмы не умеют объясняться со своими клиентами и работать с их ожиданиями. В поезде ехало руководство перевозчика. Никто из них не удосужился поговорить с обманутыми экскурсантами. Мои соседи по купе после этого инцидента сдали билеты на круговой недельный поезд из Москвы на юг и в Кавказ. И я их понимаю.