Найти тему
1520. Все о путешествиях

«Да чтоб у вас лицензию отняли», или Как нас обманул «РЖД Тур» на 23400 рублей

Я умудрился третий раз наступить на те же грабли: купить путевку «РЖД Тура» и оказаться «кинутым». Сумма на этот раз впечатляющая. И самое обидное, что все случилось в раскрученном туристическом поезде Москва – Ростов-на-Дону – Элиста – Москва. Рассказываю, как все было.

7800 с человека: брать или не брать

Сам поезд Москва – Ростов-на-Дону – Элиста – Москва был чудесный. Я описал путешествие в деталях здесь. Ростов-на-Дону и окрестности мы обследовали самостоятельно, а вот как осматривать Калмыкию, я не понимал. Я пытался найти экскурсоводов заранее, но через Интернет это было сделать невозможно. Многие были заняты в тот день, когда мы приезжали, ведь помимо прибытия туристического поезда это был еще и день фестиваля тюльпанов – масштабного мероприятия в степи.

Туристический поезд Москва – Ростов-на-Дону – Элиста – Москва
Туристический поезд Москва – Ростов-на-Дону – Элиста – Москва

В поездах на столиках лежали буклеты, предлагающие купить экскурсию у «РЖД Тура» за 7800 рублей с человека. Вообще-то, это очень много для автобусной экскурсии продолжительностью 8-9 часов.

Принимая решение о поездке, я, конечно, прокручивал в голове все те случаи, когда в «РЖД Туре» не справлялись со взятыми на себя обязательствами. Например, в феврале я ездил с партнерами «РЖД Тура» по Кругобайкальской железной дороге, и эти товарищи не выполнили примерно половину заявленной программы, а потом еще и деньги отказались возвращать.

Представитель «РЖД Тура» в поезде говорила, что в этот раз все точно должно быть хорошо, потому что это разовый рейс, и к поезду привлечено повышенное внимание, в том числе местных властей.

Атмосфера плацкартного вагона туристического поезда
Атмосфера плацкартного вагона туристического поезда

В стоимость поездки входило посещение заповедника «Черные земли», где туристам были обещаны «уникальная цветущая степь и тюльпановые поля». Кроме того, в программе были заявлены пешеходная экскурсия по центру Элисты, обед, посещение Центрального хурула и фестиваля тюльпанов.

Для меня было очевидно, что без экскурсии мы можем посетить все то, что обещал тур, кроме заповедника. Во-первых, туда не проехать на простых машинах, а, во-вторых, о посещении заповедника в апреле нужно договариваться еще зимой – слишком много желающих.

Я объяснил представителю «РЖД Тура», что мы, если и купим экскурсию, то только ради заповедника, и переспросил, не могут ли отменить его посещение.

«Нет, туда специально проезжали машины, все тестировали, что точно проедем. Нам выделены "буханки", и все будет, несмотря на дожди. Проходил грейдер. Там все цветет, мне присылали фотографии. Берите экскурсию, сами вы туда ни за что не попадете», – сказала представительница турфирмы. После этого мы, скрепя сердце, выложили 23400 за троих. Не могут же они врать так открыто?!

Было очевидно, что можно было взять такси в Элисте и увидеть все, что угодно, но не заповедник. Поскольку мы вряд ли когда-нибудь вернемся в Калмыкию, мы решили не упускать такой шанс. К тому же в программе был заявлен самый интересный участок «Черных земель» – орнитологический. Он называется «Маныч-Гудило» и там можно увидеть, к примеру, пеликанов.

«Дорогу развезло»?

Экскурсия для купивших путевку у «РЖД Тура» начиналась не в Элисте, а от станции Дивное, расположенной в Ставропольском крае. Она намного ближе к заповеднику, и поезд проходил ее почти за три часа до Элисты. Для участников поездки подали семь микроавтобусов. То, что в них не было нормальных ремней безопасности и криво работал микрофон, – позже оказалось меньшим из зол.

Вокзал станции Дивное
Вокзал станции Дивное

Сперва в автобусах нам рассказали о Калмыкии, потом – о заповеднике. В какой-то момент экскурсовод вскользь произнесла: «К сожалению, в заповедник мы сегодня не попадем, но мы нашли для вас поле, где можно увидеть тюльпаны».

По маршрутке пронеслось возмущение: отменился ключевой пункт программы, но никто об этом не предупредил заранее. Я тоже негодовал: как так, ведь восемь часов назад представительница турфирмы божилась, что там все проверено, и только ради этого я заплатил такие деньги.

Экскурсовод объяснила перенос прошедшими дождями, но в ночь накануне экскурсий в Элисте дождей не было, проговорилась она позже.

Что там произошло на самом деле, остается только гадать. В итоге нас привезли в поле возле трассы в 20 км от Элисты, где дали около часа на фотографирование.

Экскурсанты «РЖД Тур» в тюльпановых полях под Элистой
Экскурсанты «РЖД Тур» в тюльпановых полях под Элистой

Хотя народу было очень много, можно было найти возможность сделать симпатичные кадры.

Очевидно, что на троих на такси из Элисты мы могли бы съездить в это поле примерно за тысячу рублей.

Экскурсия «РЖД Тура» в тюльпановые поля в Элисте
Экскурсия «РЖД Тура» в тюльпановые поля в Элисте

Бестолковое посещение Элисты

После этого нас повезли на пешеходную экскурсию по городу Элисте, столице Калмыкии. Она заняла минут двадцать. Мы прошли вместе с экскурсоводом метров 500 по главной улице, она показала нам несколько наиболее ярких религиозных объектов. На этом экскурсия закончилась, нам дали полчаса свободного времени.

Золотые ворота в центре Элисты
Золотые ворота в центре Элисты

Ценность этой экскурсии понять сложно. При самостоятельном осмотре города мы увидели бы больше. Например, многих интересовал уникальный город шахмат, построенный к Шахматной Олимпиаде 1998 года. Но он не был заложен в программу, и на него не осталось времени.

Следующий пункт программы – Центральный хурул. В этот день Элиста была наводнена туристами, поэтому в хурул была огромная очередь. И заявленное в афише «посещение» главного культового сооружения калмыков тоже сорвалось.

Центральный хурул Элисты. Фото: Алексей Уланов
Центральный хурул Элисты. Фото: Алексей Уланов

Лично я по этому поводу не сильно расстроился, но в нашей группе были люди, для которых это было важно, и они потом громко возмущались, что два главных пункта экскурсионной программы – заповедник и хурул – оказались сорваны. Осматривай они город самостоятельно, они смогли бы заложить время на эту самую пресловутую очередь.

Обед прошел по графику. Было три перемены блюд – салат из свежих овощей, калмыцкий бараний суп (баранина, картошка и бульон) и бёрихи (калмыцкий аналог пельменей). Такой набор довольно простой еды уровня столовой обошелся бы в среднем рублей в 500 с человека.

25 минут на фестиваль

После обеда оставался последний пункт программы – посещение фестиваля тюльпанов. Из-за того, что все подъезды к мероприятию были забиты туристами, организаторы договорились о сопровождении автобусов машинами ГИБДД. Но это не сильно помогло. Ехали так долго, что на осмотр самого фестиваля осталось 25 минут. Те, кто не брал экскурсию, тоже могли самостоятельно посмотреть фестиваль – из Элисты туда ходили бесплатные автобусы.

Фестиваль тюльпанов 2021 в Калмыкии
Фестиваль тюльпанов 2021 в Калмыкии

Фестиваль тюльпанов – это, несмотря на название, не совсем про тюльпаны. Это большое мероприятие в степи, в рамках которого проходят всевозможные концерты, мастер-классы по ремеслам, спортивные состязания, продают национальную и не очень еду и т.д. Конечно, 25 минут для осмотра такого мероприятия – очень мало.

Если бы организаторы были гибче, они запросто могли бы оставить больше времени на фестиваль, ведь и после экскурсии, и после посещения территории возле хурула, и после обеда были несуразные полчаса «свободного времени».

К поезду автобусы вернулись за пять минут до отправления.

Железнодорожный вокзал Элисты
Железнодорожный вокзал Элисты

Несмотря на то, что ж/д вокзал закрыт уже несколько лет, к прибытию туристического поезда из Москвы тут успели соорудить «театр безопасности». Попасть на платформу можно было только через второй этаж вокзала, где поставили рамки металлоискателя и интроскоп для просвечивания вещей.

Железнодорожный вокзал Элисты, 2021 год
Железнодорожный вокзал Элисты, 2021 год

Поезд отправился на 10 минут позже расписания из-за того, что некоторые микроавтобусы опоздали к отправлению поезда.

Туристический поезд Москва – Ростов-на-Дону – Элиста – Москва на вокзале Элисты
Туристический поезд Москва – Ростов-на-Дону – Элиста – Москва на вокзале Элисты

«На трамвае было бы лучше»

Уже в пути следования в вагон зашла представительница «РЖД Тура».

«Да, нам есть еще над чем работать. Все прошло негладко», – сказала она.

Организаторша рассказала, что, оказывается, никто из представителей «РЖД Тура», прежде чем везти в Калмыкию целый поезд туристов, заранее не проезжал маршрут и не прорабатывал возможные «узкие» места. Никто даже не задался вопросом «а что делать, если дорогу размоет, ведь мы взяли с людей за это 7800 рублей». Понадеялись на партнеров.

Нас, купивших экскурсию, было шесть человек на два плацкартных отсека, и все остались крайне недовольны. Одна женщина эмоционально пожелала «РЖД Туру», чтобы у них отняли лицензию.

«Я вчера ездила по Ростову на трамвае и то получила больше хороших эмоций», – сказала она.

Очевидно, что «красная цена» поездки, за которую взяли 7800 рублей, – от силы тысячи три. А самостоятельно можно было организовать такую за те же 3000, но уже на троих.

Дело не в «косяках», они могут быть у всех, а в том, что они происходят системно, и представители турфирмы не умеют объясняться со своими клиентами и работать с их ожиданиями. В поезде ехало руководство перевозчика. Никто из них не удосужился поговорить с обманутыми экскурсантами. Мои соседи по купе после этого инцидента сдали билеты на круговой недельный поезд из Москвы на юг и в Кавказ. И я их понимаю.