Найти в Дзене
MazayRock

Три составляющих овладения голосом. Первая.

Если сравнить вокалиста с музыкальным инструментом, то очевидно, что человек – это «духовой инструмент». И именно дыхание – основа, во всех смыслах, голоса. И вокального, и разговорного.

В прошлой статье я написал:
«Далее разделим «технику» уже непосредственно вокала, на три основные составляющие: дыхание, опора и вибрация. Именно над ними мы начнём работать при помощи конкретных упражнений, проверенных годами практики и сотнями учеников. Но об этом подробнее в следующий раз!»

Предыдущая статья по теме здесь

Этот «следующий раз» настал. Рассказываю подробно.
И так. Дыхание. Если сравнить вокалиста с музыкальным инструментом, то очевидно, что человек – это «духовой инструмент». И именно дыхание – основа, во всех смыслах, голоса. И вокального, и разговорного.
Что нам нужно добиться от дыхания, когда мы берём его под контроль, и работаем над его развитием? Нам нужен контролируемый вдох, контролируемый выдох и сила дыхания в целом.
Добиваемся мы контроля и «накачки» при помощи дыхательной гимнастики.
Я уже писал в предыдущих статьях, что очень правильно сравнивать артиста-вокалиста,(и любого артиста на самом деле), со спортсменом. Ведь и в спорте и в искусстве, как мы уже выяснили, всё действие осуществляется мышцами. А мышцы это такая субстанция, которая требует постоянной тренировки. Не только грамотного волевого управления, но и «накачки», и работы над гибкостью и подвижностью. Если сравнивать голосовой аппарат профессионального, постоянно поющего певца, и обычного человека, то разница будет, как между телом гимнаста-олимпийца и обычного обывателя. Вы можете сесть на шпагат? А «солнышко» на турнике сделать? Так же и голос. Иной человек, просто много разговаривая по работе, к вечеру остаётся без голоса.

Сорванный голос
Сорванный голос

А я, например, за время гастролей, отрабатывал по два концерта в два отделения в день, и концертов таких было более пятидесяти. Плюс общая нагрузка, переезды, недосып… А голос не подводил! Вот что значит правильная постановка!
Для эффективной «накачки» дыхания мы возьмём за основу систему дыхательных упражнений Сеффери.
Делается это так: Вдох-Задержание дыхания-Выдох-Отдых.
Вдох. Вдыхаем через нос, и очень МЕДЛЕННО. По ощущениям, как бы в три приёма. Вначале воздухом заполняем голову, потом грудь, и в конце живот.
Да-да! Я знаю, что вы сейчас усмехаетесь, или просто ржёте, восклицая «Что-что?! Заполняем воздухом голову?!» Для тех, кто проржался и успокоился поясняю. Я тоже в курсе, что воздух мы набираем в легкие. Но фишка в том, что анатомические знания не имеют никакой практической пользы в деле обучения вокалу. А имеют значение тонкие внутренние ощущения, которые нужно «утончать» и развивать при помощи, в том числе, «ассоциативных образов».
Именно «ассоциативные образы» в основном и используют преподаватели вокала, что бы донести до учеников ЧТО они должны чувствовать когда поют. «Представь, что у тебя во рту горячая картофелина», «Вообрази, что напротив рта пламя свечи, и оно не должно колебаться», «Расширь голову, продави звук на живот». Без этих приёмов не возможно иногда понять, что от тебя требуется, и ощутить эти внутренние движения, не ощутимые доселе. Проблемка в том, что у не слишком глубоких педагогов идёт передача слишком личностных ощущений, слишком индивидуальных, а потому не особо полезных для других. А вот при обучении по системе Далькроза-Голубева основная работа происходит практически на рефлекторном уровне, и её эффективность в разы выше. Не говоря уже о том, что полученные по такой системе навыки уже никогда и никуда не денутся. Эти умения уже не растерять!

МаZай на сцене
МаZай на сцене

И так. Мы глубоко и МЕДЛЕННО вдохнули. Скажем, для начала, вдох длился пять секунд. Именно медленный вдох тренирует наше дыхание в нужном для вокалиста ключе! Для иллюстрации: Попробуйте поднять ногу, прямую, так, что бы стопа была на уровне плеч. Если вы не гимнаст, то это дастся вам с трудом, но тем не менее, если подбросить ногу БЫСТРО, одним рывком, то это получится, хоть и коряво. А теперь попробуйте поднять ногу на туже высоту, но МЕДЛЕННО. Что? Не получилось? Только до пояса? Ну вот. А тренированный гимнаст, или танцор, сможет поднять ногу хоть до головы, медленно и чётко. Тренируя медленное дыхание, мы становимся «гимнастами», «танцорами» и в вокале.

Будьте "гимнастами" в вокале
Будьте "гимнастами" в вокале

Задерживаем дыхание. Не дышим тоже пять секунд. «Прислушиваемся» к себе. Воздух внутри нас должен «расположиться» удобно, комфортно. Грудь расправлена, мы наполнены энергией, которую дал нам воздух, который мы вдохнули. Эту «энергию», этот «позитив», который сейчас аккумулируется в нас, мы направим на сейчас выдох, а позже и на звукоизвлечение, на наше пение.
Выдох. Самое главное! Вдыхая и задерживая дыхание, мы лишь готовились к этому моменту. К выдоху. Выдыхаем тоже пять секунд, стараясь добиться того, что ВЕСЬ воздух, что у нас есть внутри, будет израсходован в эти пять секунд без остатка. Два важных момента, на которые нужно обратить самое пристальное внимание!
Первое: Выдох должен быть равномерным. Не так, будто лопнул мяч, и воздух с шумом выскочил за секунды, а потом четыре секунды еле-еле выползают остаточки. Нет! Весь воздух обязательно нужно равномерно распределить на все пять секунд. Для чего в начале выдоха удерживать его в себе, а в конце наоборот «выдавливать», от низа живота.
Второе: Выдох не должен быть вялым, пассивным. Дыхание должно обладать компрессией, энергией, для чего выдох делаем сквозь сжатые зубы, как бы со звуком «С-с-с-с-с». Вы должны низом живота почувствовать «сопротивление», которое создают зубы на пути выдоха, и которое вы преодолеваете.
Занимаясь ежедневно этой дыхательной гимнастикой, вы сделаете своё певческое дыхание и сильным и пластичным и послушным вашей воле. Это уже больше, чем пол дела для качественного вокала! При поставленном, натренированном дыхании, все остальные вокальные упражнения будут получатся у вас и быстрее, и качественнее, и легче для вас! Проверено годами практики!

Преподаватель с ученицами
Преподаватель с ученицами

В следующих статьях мы поговорим об опоре и о вибрации.
Хочешь красиво петь, или правильно говорить не утомляя голос?
Спроси меня как! Индивидуальный подход к каждому ученику!