Найти тему
Тысячелетие

Мудрости Анахарсиса про пьянство, его путешествия и печальная судьба.

Оглавление

Давайте отберем лучшее из мудростей Анахарсиса, ведь как давно бы не жил их источник – смысл его слов и поступков не устарел.

Перерисовка изображения Анахарсиса с огранённого камня
Перерисовка изображения Анахарсиса с огранённого камня

Рождение и происхождение

Анахарсис родился примерно ок. 614 г. до н. э. и был скифского происхождения. Отцом его был скифский царь, а мать — эллинкой, от которой сын перенял греческую культуры и язык.

Благодаря своему знатному происхождению и хорошему образованию, он имел свободу путешествовать по Греции центру известного ему тогда мира.

О личности

Древнегреческий историк Геродот с пренебрежением относился к народам к северу от Чёрного моря. Не признавал оные народы просвещёнными и считал Анахарсиса единственным знаменитым человеком среди всех скифов и их соседей.

К сожалению, Анахарсис поплатится за свою, неприемлемую для суровых земляков, увлеченность иноземными традициями. По этой причине, оценка скифов Геродотом кажется уже не такой уж и несправедливой, а даже вполне заслуженной.

Сам Анахарсис даже как-то объявил гражданину в Афинах, который попрекал его за то, что он скиф:

«Мне позор моя родина, а ты позор своей родине»

В этих словах выражено, как глубокое благоговение Анахарсиса к эллинской культуре, так и печальная безысходность от предрассудков к его происхождению.

Бегство персидского войска от скифов. Офорт В.Бехтова.
Бегство персидского войска от скифов. Офорт В.Бехтова.

Прибытие в Афины

Анахарсис впервые появился в Афинах в одном из самых развитых городов Греции, в то время, когда проходили 48-е, по счёту, Олимпийские Игры.

Вероятно, он отправился туда, чтобы повидаться с известным мудрецом Солоном, так как по всей Элладе ходили слухи о его мудрости и о том, что он составителем законов своего города, но к власти при этом не стремился.

Но познакомиться с ним могло быть не просто. Солон имел общую для всех афинян черту. Она была схожа с современным снобизмом некоторых горожан европейских мегаполисов к людям из стран третьего мира.

И для всех представителей эллинской культуры незнание греческого языка или пренебрежение общегреческими богами в пользу своих, (а для греков «варварских») считалось недостатком, а не особенностью.

Такой подход можно было бы считать вполне честным, поскольку Афины времён этого повествования, как и ещё много веков спустя, будут являть собой колыбель наук, родину великих умов и землю великолепной архитектуры.

Можно утверждать, что мудрец Анахарсис с этим легко мирился, потому как сам это признавал своим любопытством ко всему греческому.

Ноэль Куапель, Солон, объясняющий афинянам свои законы, 1672
Ноэль Куапель, Солон, объясняющий афинянам свои законы, 1672

Об алкоголе

Анахарсис мог стойко парировать остроумием все оскорбления, наносимые ему в путешествии. Однажды, один греческий мальчик, застав Анахарсиса за вином, начал за это его поносить. А мудрец спокойно и прозорливо ответил:

«Если ты, мальчик, смолоду не можешь вынести вина, то в старости придется тебе носить воду».

Вообще скифы славились своим увлечением вином. А греки, которые обычно пили его только в разбавленном виде, когда хотели сильно напиться просили налить им вино «по-скифски», что означало налить его не разбавляя.

Анахарсис так же как и многие скифы любил алкоголь, но как настоящий мудрец имел волю умеренно его употреблять потому что понимал губительность пьянящей жидкости.

На вопрос, как не стать пьяницей, он однажды сказал:

«Иметь перед глазами пьяницу во всем безобразии.»

А отдельно про пьянство афинян он отметил:

«Удивительно то, как эллины при начале пира пьют из малых чаш, а с полными желудками – из больших.»

Культурный шок варвара

Агора – древнегреческий рынок и место собраний
Агора – древнегреческий рынок и место собраний

Анахарсис был непременно очень удивлен многим увиденным в Греции, о чём раньше знал только понаслышке. И имел привычку выражать своё удивление обдуманными речами.

«Удивительно, говорил он, как это в Элладе участвуют в состязаниях люди искусные, а судят их неискусные.»

Как представитель воинственного народа, он не представлял себе, чтобы люди физически слабые могли судить и управлять другими.

«Удивительно, говорил он, как это эллины издают законы против дерзости, а борцов награждают за то, что они бьют друг друга.»

Всё потому что подобных состязаний не проводилось у варваров и проявление насилия у них было лишь способом уничтожения своего врага.

Поражённый меркантильными афинянами, говорил такое скиф Анахарсис:

«Рынок – это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга.»

Знакомство с Солоном

Бюст Солона
Бюст Солона

Итак, когда Анахарсис подошёл к жилищу Солона, он передал пребывавшему снаружи рабу, что хотел бы стать гостем этого дома и, возможно, другом хозяина.

Когда Солон услышал эти слова Анахарсиса, то велел передать ему, что друзей обычно заводят у себя на родине. На это Анахарсис ловко ответил, что Солон как раз у себя дома, так почему бы ему не завести друга?

Эти слова приятно удивили афинского мудреца и он с радостью принял гостя. Они даже стали лучшими друзьями.

А Анахарсис ценил хороших друзей и про них говорил:

«Лучше иметь одного друга многоценного, чем многих малоценных.»

Простая истина, но от того не менее ценная.

По дороге на родину

Спартанец, демонстрирующий детям позорную жизнь илота (негражданина)
Спартанец, демонстрирующий детям позорную жизнь илота (негражданина)

Оставаться на всю жизнь в Греции Анахарсис не мог, даже если бы и желал, потому что для этого важно гражданство в полисе (городе), которое получить можно было в исключительном случае, а без него проживать на территории чужой страны тогда было не безопасно и не выгодно.

Приезжие в Афины не имели права на приобретение недвижимости, защиту в суде без представителей, на подачу исков и многого прочего, чем мог гордиться подлинный гражданин греческого полиса.

По этой причине поездка Анахарсиса в Грецию была временной и из любознательности.

По пути, помимо Солона, Анахарсису удалось ещё встретить сына тирана Мисона, которого тоже причисляли к мудрецам.

Анахарсис, когда увидел Мисона в деревне, средь лета прилаживающим рукоять к плугу, решил его подковырнуть.

Он сказал:

«А ведь время нынче не пахотное, Мисон!»

Но Мисон ему достойно ответил:

«Тем более надобно готовиться к пахоте»

Также Анахарсис смог повидать самого Крёза – великого царя Лидян, который часто приглашал знатных гостей.

Предварил встречу Анахарсис такими словами:

«Царь лидян! Я приехал в эллинскую землю, чтобы научиться здешним нравам и обычаям; золота мне не нужно, довольно мне воротиться в Скифию, став лучше, чем я был. И вот я еду в Сарды, ибо знакомство с тобою значит для меня весьма многое».
Изображение Крёза на вазе
Изображение Крёза на вазе

Чужеземный ритуал, печальный конец и забвение сородичами

Последней остановкой перед возвращением Анахарсиса был город Кизик, который находился на побережье Мраморного моря. В этом городе почитался культ богини Кибелы, которую называли «Матерью богов».

Он так привлёк Анахарсиса, что он даже решился дать богине обет: если он воз­вра­тит­ся домой здравым и невредимым, то принесёт ей жертву по обряду, какой он видел у кизи­кен­цев, и учредит в ее честь всенощное празд­не­ство у себя на родине. Ведь по морскому пути могли ждать напасти природной стихии или от разбойников.

По прибытии в Скифию, Анахарсис счёл необходимым не нарушить обета, данного божеству, и отправился тайно в лес для проведения обряда. На месте он наве­сил на себя малень­кие изо­бра­же­ния боги­ни, а потом начал бить в тим­па­ны (маленькие барабаны).

Получилось так, что какой-то скиф заметил незнакомое для себя действо и незамедлительно передал, то что увидел, скифскому царю Савлию. Царь решил сам разобраться с чужеземцем. Прибыв к этому месту и увидев Анахарсиса, он выстрелил в него из лука и тем самым убил (ок 559 гг. до н. э.).

Возможно этого бы не случилось, если бы он не принял такого радикального и преждевременного решения. Ведь, вероятно, они были родственниками с Анахарсисом, и даже не просто родственниками, а родными братьями.

После того случая скифы больше не упоминали Анахарсиса и из-за неприязни к его интересам на вопросы о нём, отвечали, что такого человека они не знают.

Память и заключение

Вот так несправедливо за свою любознательность погиб самый знаменитый среди скифов мудрец Анахарсис.

А ведь в древности ему причитали изобретения якоря и гончарного колеса, что само по себе весьма сомнительно, но тем не менее, передаёт то большое почитание мудреца при жизни и задолго после её конца.

Известно ещё много его остроумных и точных высказываний. Под конец хочу представить те, суть которых особенно применима для многих людей по сей день:

Анахарсис на вопрос, почему не заводит детей, сказал: «из любви к детям.»

Потому что многие не способны оценить свои возможности и определить несовместимые с заботой о ребёнке наклонности.

«Закон — паутина: маленькие насекомые застрянут и погибнут в ней, а большие легко разорвут»

и

«Есть три вида людей: живые, мертвые и те, что плавают по морям.»
Триера
Триера

Подписывайтесь на мой канал, потому что здесь всегда будут появляться только оригинальные исторические статьи.