Автор: Алия Хамидуллина, Asia-Plus
Решение реформировать таджикскую милицию приняли в 2013 году. Были приняты и одобрены на всех уровнях власти стратегия и программа реформы. Ее планируют завершить к концу 2020 года. Результатом ее осуществления должен стать новый Закон «О полиции» и много других преобразований.
Как проходит самая масштабная реформа в правоохранительных органах, и что сделано за эти годы? Что мы знаем о таджикской милиции, и какой она должна быть?
История: от жандармерии до народной милиции
История таджикской милиции уходит в 60-80-е годы XIX века. Она начала формироваться в период завоевания Средней Азии Россией и претерпевала различные видоизменения после определенных исторических событий.
В Туркестанском генерал-губернаторстве, в которое входила часть Самаркандского и Худжандского уездов, были созданы полиция и действовала жандармерия. Однако после Февральской революции корпус жандармерии был ликвидирован, а полиция была провозглашена «народной» милицией.
С установлением советской власти милиция, как государственный орган, была упразднена. Ее функции были переданы вооруженному народу, который создал рабочую милицию. Рост преступности вскоре дал понять руководству страны, что милиция, состоящая лишь из добровольцев, не может обеспечить на должном уровне систему охраны правопорядка.
В марте 1918 года милиция была реорганизована уже в качестве государственной единицы с собственным штатом сотрудников и стала называться рабоче-крестьянской милицией. В отличие от царской жандармерии новая милиция символизировала близость к народу. Ее отряды были созданы в Худжандском уезде и других волостях и джамоатах.
В 1924 году после образования Таджикской АССР был создан Народный Комиссариат внутренних дел Таджикистана, а народным комиссаром был назначен Абдулло Ярмухаммедов. Вместе с начальником Главного управления милиции Францом Ижевским они активно участвовали в создании милиции в центральном и южном Таджикистане. Были определены штатные единицы милиции во всех областях республики. Они состояли из числа коренных таджиков, работавших на промышленных предприятиях.
Не все так просто
Реформа органов правопорядка – это не просто смена термина с “милиции” на “полицию”. Изменения должны коснуться всех сфер ее деятельности и вноситься с учетом обстановки, менталитета и международного опыта.
Последний показал, что данный процесс не всегда реализовывался успешно.
Поэтому тот факт, что реформа таджикской милиции проходит не так быстро, как хотелось бы - это не всегда плохой показатель.
Если взять аналогию с принятием закона “О предотвращении насилия в семье” - обсуждение этой инициативы длилось более десяти лет. Однако, несмотря на то, что закон все же был принят в 2013 году, по мнению многих специалистов, он требует поправок и доработок: насилие в семьях продолжается.
Процесс реформирования МВД достаточно затратный. И это, пожалуй, одна из первых причин, которая вызывает сложности в данном процессе. Несмотря на то, что в качестве партнеров выступили ОБСЕ и страны-доноры, реализация реформы все еще сталкивается с недостатком финансирования. Однако нельзя отрицать тот факт, что за семь лет реализации реформы, система органов внутренних дел подверглась изменениям и нововведениям.
Что изменилось?
В первую очередь изменения стали проводить в кадровой политике. В результате чистки рядов были уволены недобросовестные сотрудники, а совершавшие пытки получили тюремный срок. Несмотря на то, что не все факты по совершению пыток доходят до суда и возбуждения уголовных дел, в стране немало сотрудников внутренних дел отправлены за решетку.
Отбор кандидатов для работы в правоохранительных органах теперь проходит на конкурсной основе, а назначение на руководящую должность осуществляется на основании мировоззрения, грамотности и физической подготовки сотрудника.
Реформа коснулась структурных изменений: введены новые подразделения и должности. Из карательного органа милиция постепенно трансформируется в сервисную и общественно ориентированную.
К примеру, в некоторых районах введена отдельная должность – инспектор профилактики насилия в семье. Данный специалист уполномочен оказать правовую, юридическую и психологическую помощь в решении семейных конфликтов.
Параллельно с новыми компетенциями, часть имеющихся обязанностей планируется передать в ответственность других ведомств.
К примеру, вытрезвители должны перейти к Минздраву, а приемник-распределитель для несовершеннолетних – к городскому управлению образования. И это логично - со сложными и трудновоспитуемыми подростками должны работать педагоги и психологи, поскольку дети, как уже давно сложилось, боятся милиции.
В деятельность органов внутренних дел внедряются современные подходы. Если раньше учет преступлений велся посредством журналов и карточек, то теперь действует единая централизованная электронная система, которая значительно сокращает время поиска необходимых данных. Тоже самое касается и документооборота, который сейчас функционирует через внутреннюю сеть. Селекторные совещания и видеоконференции с участием министра МВД проводятся онлайн.
Один из главных аспектов проводимой реформы – открытость и контакт с населением. В связи с этим граждане теперь могут обратиться со своими проблемами и лично побеседовать не только с сотрудниками органов внутренних дел своего региона, но и с руководством. Утвержден график приема посетителей.
Большое внимание уделяется международному сотрудничеству. Для этих целей при МВД создано отдельное управление. Для изучения нормативно-правовых актов и международных документов функционирует научно-исследовательский центр (Маркази таълими).
Вот уже седьмой год в столице успешно действует система “Безопасный город”: по городу установлены камеры видеонаблюдения, позволяющие раскрывать различного рода правонарушения. Пока система внедрена лишь в столице, но постепенно ею планируется охватить и другие крупные города – опять же, все дело упирается в финансы. Жители столицы также могут снимать на мобильные телефоны правонарушения и отправлять фото и видео на электронный адрес мэра города.
Общественный совет – мостик между населением и милицией
Одним из основных качеств, которыми должна обладать обновленная милиция - это близость народа и его доверие. Для этого были созданы общественные советы. Всего их по республике семь. Действуют они во всех областях. Кроме этого, почти во всех городах и районах работают общественные советы по содействию правопорядка.
Наблюдать и рекомендовать – основные функции совета. В Согдийской области общественный совет состоит из 10 человек разных профессий. Руководит им нынешний председатель Народно-демократической партии Таджикистана - Наим Маликисломов. Работа в общественном совете – добровольная и неоплачиваемая.
«Наша задача – максимально объединить усилия правоохранительных органов и населения в осуществлении изменений в работе милиции и позволить влиять на принимаемые законы и решения, - объясняет Маликисломов. – Мы периодически проводим встречи с населением, где разъясняем и обсуждаем проект нового закона «О полиции». Принимаются все рекомендации и предложения о том, какой хочет видеть милицию общество».
Чтоб внести определенный вклад в процесс реформы милиции, общественным советам дали возможность осуществлять различные инициативы.
Так, в Согдийской области была реализована программа безопасности дорожного движения: по автомобильным трассам были установлены макеты инспекторов для автомобилисты были дисциплинированы и не превышали скорость. На тему безопасности движения транслировались видеоролики. Около 200 школ были обеспечены снаряжением для организации дорожного патруля.
Спасительная горячая линия
Одним из успешных внедрений реформы стал телефон доверия. Он действует для устных обращений граждан с целью предотвращения правонарушений и повышения уровня взаимодействия с населением. Пока единого короткого номера нет, в каждом регионе он свой. К примеру, в Душанбе – 221-21-21, в Согдийской области – 6-22-22.
В Согде связь с народом по телефону доверия держат всего три сотрудника – Аслиддин Холиков, Рустам Косимзода, Акмал Эркаев. Молодые ребята выполняют свои обязанности ответственно, стараясь оказать помощь каждому обратившемуся по телефону.
В По их словам, за 8 месяцев 2020 года было зарегистрировано 570 обращений. На самом деле звонков было гораздо больше, но не все они регистрировались.
«Какие-то обращения мы стараемся решить тут же по телефону во время разговора, - говорит Рустам Косимзода. – Эти вопросы в основном информационного характера. Иногда нам звонят даже по проблемам, не касающимся нашей деятельности – почему отключили воду или нет света. Мы вежливо объясняем, куда необходимо обратиться и даем контактные телефоны. Ничего страшного в этом нет: люди не всегда информированы о задачах и функциях данного телефона».
Правозащитники призывают общество активней реагировать на различные правонарушения и не закрывать глаза на беспорядки. Ведь необязательно самому пытаться решить проблему, достаточно сообщить о ней.
«Мы понимаем, что наша система милиции не идеальна, поэтому мы, граждане, должны и имеем право принимать в реформе милиции самое активное участие, - говорит адвокат и правозащитник Татьяна Хатюхина. – Обращаться по телефону доверия необходимо не только тогда, когда вы стали свидетелем нарушения общественного порядка. Также можно обжаловать действия самих сотрудников милиции, если вы уверены, что ваши права нарушаются. И поверьте, вашу жалобу рассмотрят и предпримут соответствующие меры».
Важным фактором Хатюхина отмечает владение русским языком сотрудников горячей линии.
Ведь для нее, как для русскоговорящего гражданина, этот показатель является существенным.
Милиционеры тоже люди
По словам адвоката Хатюхиной, по сложившимся стереотипам общество привыкло лишь ругать и порицать сотрудников милиции, и это в какой-то мере оправдано. Однако мало кто знает, в каких условиях им приходится работать и жить. По ее словам, реформа важна не только для восстановления статуса и имиджа милиционера, но и для поднятия уровня его жизни и жизни его семьи.
«Несмотря на то, что по роду своей деятельности я чаще представляю оппонента милиции, мне не чужды проблемы ее сотрудников, - говорит адвокат. – Соглашусь, что еще много чего требуется изменить и искоренить. Но не нужно забывать, в каких условиях приходится работать милиционерам: недостаточное материальное обеспечение и невысокие зарплаты, ненормированный рабочий график, частые казармы, отсутствие полноценного заслуженного отдыха и социальных льгот, жилищные проблемы».
Адвокат отмечает, что с началом пандемии сотрудники внутренних дел наравне с врачами работали в усиленном режиме и заслуживают не меньше благодарности и почета. Они стойко и с честью выполняли возложенные на них обязанности, рискуя заболеть: патрулировали города, проводили рейды, стояли на блокпостах. Жизненные потери были и в их рядах.
«Милиция переходит из статуса репрессивного в сервисную, - отмечает Татьяна Хатюхина. – Теперь сотрудник милиции не только наказывает за свершившиеся преступления, но и восстанавливает нарушенные права, помогает, спасает, разъясняет, поясняет, оказывает содействие. Как пройдет дальнейшая реформа зависит не только от органов внутренних дел. Активное участие в этом процессе должны принять и мы, граждане – те, кому небезразлично будущее органов правопорядка".
А как в других странах?
Улучшить работу милиции старались во многих странах. И вроде как закономерный процесс, который требует качественных изменений, проведенная реформа не всегда оправдывала ожиданий граждан, и множество проблем так и остались нерешенными. К вопросу реформирования МВД многие страны возвращаются вновь и вновь.
В России милиция полностью прекратила свое существование в 2011 году и стала полицией. В результате трехгодичной реформы количество полицейских сократили, а зарплаты повысили. Провели массовую переаттестацию и изменили структуру подчинения. В результате имидж сотрудника внутренних дел все же улучшился, однако ключевые проблемы так и не были решены.
В Узбекистане в 2019 году термин “милиция” также упразднили и переименовали в “органы внутренних дел”. В узбекском МВД продолжается чистка от недостойных сотрудников и искоренение коррупции, которая все еще остается острой проблемой. В реализацию реформы вкладываются большие средства и первые успехи уже заметны.
В Казахстане реформирование МВД происходит аж с 1995 года. В 2018 году после убийства молодого фигуриста Дениса Тена гражданское общество выступило с требованием провести очередную реформу. В 2019 году с приходом нового министра об этом заговорили и власти. Для осуществления реформы был выделен трехгодичный период.
В Изменения уже коснулись штатной структуры, которая подверглась упразднению и сокращению. Сотрудникам внутренних дел повысили зарплаты и улучшили соцзащиту. Оптимизировали учебные заведения ведомственного образования. В рамках кадровой и антикоррупционной политики больше половины руководящего состава подверглось обновлению.
В Кыргызстане реформы в милиции проходят уже более 20 лет. С 1998 года было принято шесть программ. Однако ни от одной из них общество не увидело ожидаемых результатов. Каждый раз после инцидентов с участием сотрудников милиции, гражданское общество начинает вновь требовать реформу. Независимые исследователи и эксперты отмечают ряд препятствий, которые не дают свершиться изменениям. Проблемы начинаются с политической нестабильности, устаревших законов и недофинансирования и заканчиваются закрытостью от общества.
Читайте нас в Telegram, Facebook, Instagram, Viber, Яндекс.Дзен и OK.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 42 45.