Найти тему
СЕМЬ ХОЛМОВ

Елохово: «люди-привидения» и дисциплинированные крысы Гавриковой пощади

«Подходя почти к дому, я увидел, что городовой делает мне какие-то знаки рукой. Я подошел к нему, а он и говорит: «От крыс предостерегаю. Больно много, опасно затронуть». – «Какие крысы?!» – «А вон!» – указал он рукой.

Я глянул, не сразу сообразил, а когда присмотрелся, то прямо остолбенел. На мостовой была лужа, она была окружена во много рядов черными спинками, а в последнем ряду палочками-хвостами.

Умные животные пили по очереди, ряд за рядом, друг друга терпеливо ожидая и сменяя. Было их здесь, верно, не одна тысяча» (здесь и далее С. Н. Дурылин, «В родном углу»).

С. Дурылин, писатель
С. Дурылин, писатель

Да уж, не хотела бы я оказаться в тот момент на месте автора этих строк - Сергея Дурылина. Религиозный писатель, богослов, человек со сложной и трагичной судьбой, Сергей Николаевич был потрясающим бытописателем старой Москвы.

Его книгу «В родном углу. Как жила и чем дышала старая Москва» я бы включила в топ-3 моего личного рейтинга лучших книг о дореволюционной Москве.

Пронзительные, трогающие до слез воспоминания о детстве в Елохове (на территории нынешнего Басманного района), подробности повседневной жизни, точные детали, которые может подметить только «абориген», изучивший свой родной край вдоль и поперек…

Крысы, с которыми Сергей Николаевич встретился ранним летним утром, возвращаясь в родной Гавриков переулок домой, были завсегдатаями Хлебной биржи, которая находилась на Гавриковой площади (ныне Спартаковская).

«Гаврикова площадь с серой деревянной водоразборной будкой посредине, с городовым, который больше озирал окружающую «злобу дня», чем вмешивался в нее, была вся пропитана тонкою белою пылью.
Эта пыль слоилась между крупными булыжниками площади, ею были прочерчены линии фасадов, белая пыль носилась в воздухе, серебря широкую бороду монументального городового, убеляя ломовых извозчиков и прохожих.
Торговцы хлебом в старой Москве
Торговцы хлебом в старой Москве

Эта тончайшая пыль неслась из бесчисленных мучных лабазов, амбаров, складов, окружавших Гаврикову площадь со всех сторон, вылетала с огромной паровой мельницы, стоявшей за полотном Рязанской железной дороги, сочилась в воздух из товарных вагонов, подвозивших к товарной станции, имевшей специальную платформу-элеватор, на «Николаевке», соединительной ветке Курско-Николаевско-Рязанской ж.д., неимоверное количество муки, крупы и зерна из черноземной глубины России.»

Питания для грызунов всех видов и размеров здесь, как Вы понимаете, было предостаточно – огромное количество муки, злаков … Ешь – не хочу!

Правда, не только крысы были местной достопримечательностью. Вид работников биржи, особенно в потемках, мог кого угодно заставить поверить в сверхъестественное:

«Белые пасти амбаров и лабазов были раскрыты часов с 7–8 утра до 6–7 вечера, и в них бойко, упорно суетились в течение 10–12 часов люди в поддевках, в чуйках, в рубахах, пожилые и молодые, толстые и тонкие, но все до одного с бледными, белыми лицами.

Русские типы: продавец бубликов
Русские типы: продавец бубликов

Это были хозяева и работники лабазов. Когда же по субботам они шли в баню в Девкин переулок, все эти бледнолицые превращались в румяных парней, пышущих здоровьем, или в плотных крепких стариков, про каких говорят «ему веку не будет».

Вся их бледность была от белого мучного грима, накладываемого их промыслом. Такими же бледнолицыми были и женщины, работавшие при лабазах; это были мешочницы, изготовлявшие и штопавшие мешки для мучных товаров.»

Было интересно? Пожалуйста, поставьте 👍 и подпишитесь на мой канал! Спасибо за внимание!

Читайте на этом канале:

👉 «Писающий мальчик» и «тараканы в банке»: 5 смешных прозвищ у памятников Москвы
👉 «Богоспасаемая Сухаревка»: неизвестные страницы жизни криминального рынка Москвы
👉 «Мозг Хитрова рынка» - как сегодня выглядит культовый дом московского дна?

#москва и москвичи #московские истории #московские улицы #история москвы #экскурсии по москве #москва сити #пешком по москве #москва24 #интересное в москве #краеведение