Материал основан на рапортах генерала Глазенапа князю Цицианову о сражении с горцами 14 мая 1804 г.
1. Другого правления иметь не желают
1804 год. Кавказ. 9 мая у реки Баксан (современная Кабардино-Балкария) почти 1500 кабардинцев, атаковали войска генерала Григория Ивановича Глазенапа, который шел "чтобы преклонить Кабардинских владельцев и узденей к испрошению себе пощады и покорению Российской Державе, столь лестной и для просвещеннейших их гораздо народов". После стычки с казаками горцы отошли, а Глазенап расположил войска под прикрытием вагенбурга на левом берегу реки Чегем около "погребальных княжеских башен".
Кабардинцы прислали посланцев с просьбой остановить вторжение и готовности "на все подать согласие". Однако передышку горцы использовали, чтобы получить помощь и усилить свои позиции. После чего письмом известили Глазенапа, "что они кроме духовного суда при кадии, другого правления иметь не желают, жалованья от Е.И. В. не требуют и впрочем предоставляют моей воле делать, что мне угодно"
14 мая 1804 г. генерал приказал атаковать. Реку Чегем, глубокую и быструю из за прошедших дождей, перешли Моздокские, Волгские, Хоперские и Кубанские казаки. Они были в полном вооружении, что позволило им сразу вступить в "перепалку" с горцами. За ними переправились егеря, гренадеры и мушкетеры с 2-мя пушками. С флангов их прикрывали эскадроны драгунских полков (Нижегородского, Владимирского и Таганрогского). Солдаты шли по грудь в воде, а некоторых офицеров, уносимых течением, едва успели спасти.
2. "Более 3-х часов прошло в беспрестанном побоище"
Войска достигли гор с ущельями и леса, где было 15 аулов, укрепленных "многочисленными пешими засадами и некоторые ограждены земляными перекопами и заставами из арб, наваленных каменьми, а кустарники по горам подле сих аулов засажены скрытыми стрелками из ружьев и с луками". На встречу русским вышли конные и пешие "из черни" отряды, руководимые узденями (феодалы, дворянское сословие на Кавказе), в то время как владельцы мест остались в тылу.
Пехотные полки брали "штыками" аул за аулом при поддержке артиллерии. В то время как кавалерия отбивала удары кабардинских панцирников (конных воинов в доспехах), которые наносили удары по флангам русских полков. Глазенап отметил, что "Более 3-х часов прошло в беспрестанном побоище, покамест успели вытеснить их с знатным уроном и прогнать к вершинам ущелий. Генерал-майор Лихачев, обретая повсюду пред собою наиупорнейшее сопротивление, преодолевал все препятствия, спускал с утесов пушки, то штыками преодолевал неприятеля, то разделялся на засады ...".
Отступление горцев было обусловлено также нехваткой пуль и пороха. Они шли в рукопашную, поэтому почти все потери русских солдат, по замечанию Глазенапа, были от холодного оружия. Поэтому и кабардинцы потеряли значительную часть своих лучших воинов - панцырников.
В итоге Глазенап написал: "потеря их в порохе и свинце, великое число убитых и раненых и лишение толикаго числа панцырников будут служить им вечным памятником, ибо наконец стреляли они уже глиняными пулями"
У кабардинцев был тяжело ранен князь Ислам сын Адиль-Гирея. Все рода войск действовали согласованно и выручали друг друга. Например, пехотинцы "наделяли" патронами драгун, расстрелявших свои боезапасы. Все русские штаб и обер - офицеры непосредственно участвовали в бою. Храбрыми действиями отметился союзник Глазенапа Султан-Менгли Гирей со своей легкой конницей, первым наносивший удары по противнику и ободрявший своей храбростью остальных.
Вся операция длилась с 11 часов утра, до 6 часов вечера. В бою было выпущено 23 882 патрона. Потери русских полков составили 56 чел. (См. таблицу).
Читайте: "Видя наглую их дерзость, наказать противных": как на Кавказе усмиряли разбойника Ших-Али