Найти в Дзене

БОГОХУЛЬСТВО ИЛИ ХИТ? ИСТОРИЯ ПЕСНИ "ONE OF US"

Оглавление

В статье, вышедшей в понедельник, я говорил о пяти исполнителях, ставших заложниками одного хита. Изначально данная композиция и певица, её исполняющая, должны были войти туда, однако я подумал, что песня эта слишком крута и вполне может стать героиней отдельной статьи.
Так что, уважаемые читатели, прошу любить и жаловать
Джоан Осборн и её хит "One of Us".

Предыстория, название и текст

Эрик Базилиан (р. 21 июля 1953 г.)  - американский певец, автор песен, музыкант, аранжировщик и музыкальный продюсер. Лидер группы "The Hooters". Автор песни "One of Us"
Эрик Базилиан (р. 21 июля 1953 г.) - американский певец, автор песен, музыкант, аранжировщик и музыкальный продюсер. Лидер группы "The Hooters". Автор песни "One of Us"

Как и многое прекрасное в искусстве, песня "One of Us" была написана случайно и во имя женщины. Гитарист Эрик Базилиан показывал принцип записи звука на четыре дорожки своей девушке, которая заинтересовалась этой темой после просмотра документального фильма о группе "The Beatles" (да, вездесущие "The Beatles" - много их стало на моём канале). Буквально за несколько часов, на коленке, Базилиан собрал гитарный рифф и мелодию воедино, а затем добавил текст, который озаглавил "One of Us", что, в контексте песни, логично было бы перевести как "Одним из нас":

What if God was one of us?
(Что если бы Бог был одним из нас)
Just a slob like one of us
(Таким же неряхой, как один из нас)
Just a stranger on the bus
(Просто путник на автобусе)
Tryin’ to make his way home?
(Пытающийся попасть домой)

Как вы уже, должно быть, догадались, Базилиан не планировал отдавать свою песню какому-бы то ни было исполнителю. Тем более, он не думал об Осборн, с которой был знаком и даже работал.
Сама Джоан Осборн, девушка, воспитанная в католической семье и получившая образование в рамках Католической церкви, на тот момент со всеми своими песнями принадлежала лейблу
Mercury Records, и готовила на нём свой дебютный альбом "Relish". Многие песни, соответственно исполнительнице, крутились вокруг тем Бога, церкви и святых (скажем, открывался альбом композицией под названием "St. Teresa"). И "божественная" песня Базилиана пришлась как раз кстати.

Музыка

-3

По музыке, как и большинство композиций с альбома "Relish", "One of Us" тяготеет к поп-року с небольшой примесью фолка. Лично я очень хорошо представляю себе эту песню в исполнении, скажем, Боба Дилана. Эрик Базилиан исполнил на записи партии электрогитары и электропианино, а также затесался в бэк-вокале. Его коллега по "The Hooters", Роб Хайман, исполнил партию ударных, бэк-вокала, а также подыграл на меллотроне - раннем электромеханическом клавишном инструменте, разработанном в начале 1960-х и генерирующем звук посредствам воспроизведения магнитофонных лент.

Меллотрон
Меллотрон

В альбомной версии композиции, в самом её начале, мы можем услышать первые четыре строчки песни "The Aeroplane Ride", написанной 27 октября 1937 года американским фольклористом Аланом Ломаксом и его женой Элизабет для архива американской народной песни в Библиотеке Конгресса США (если интересно, расскажу об этом как-нибудь в следующий раз).

Обложка, чарты и реакция

Обложка сингла "One of Us"
Обложка сингла "One of Us"

Сингл с песней вышел 21 февраля 1995 года (был переиздан уже в конце года, 28 декабря). Под одной обложкой с "One of Us" увидела свет композиция "Dracula Moon".
Говоря о приёме песни, хочется вспомнить цитату из интервью Эрика Базилиана:

"...она (Джоан) утвердительно сказала, что может спеть эту песню, и мы записали небольшое живое демо под гитарный аккомпанемент. Когда я сел в машину и вставил кассету, я сразу же начал репетировать речь, которую мы должны были произнести на „Грэмми“

И ведь как в воду глядел - песню действительно ждал большой успех.
Об этом нам говорят первые места в чартах Австрии, Бельгии и Канады, а также вторые - в чартах Чехии, Дании, Исландии и США, (в том числе - и престижнейшего
Billboard). По итогам продаж в Австралии и Норвегии сингл стал платиновым, а в Бельгии и Штатах - золотым.
Критики вознесли песню. В частности, обозреватель
AllMusic Рох Паризьен назвал композицию "простым, прямолинейным высказыванием о вере, честным, без приукрашивания..." (c чем, как по мне, нельзя не согласиться). Также отмечали и гитарный рифф, который многим напомнил риффы Нила Янга - одного из известнейших кантри-фолк-рок-музыкантов.
Премию
"Грэмми" за песню так, кстати, никто и не получил, и это несмотря на то, что она была выдвинута в трёх номинациях - "Песня года", "Запись года" и "Лучшее женское вокальное поп-исполнение".

Музыкальное видео

Сами понимаете - ну не могло на такую популярную композицию не появиться классного музыкального видео. И оно появилось.
Клип был снят дуэтом
Марка Селигера и Фреда Вудворда. Стилизованное под ретро видео, снятое на фоне едва ли не главного парка развлечений на Кони-Айленде, что в Бруклине, Нью-Йорк, как нельзя лучше дополнило эту композицию, от которой так и веет духом старой Америки.

Жизнь после...

Подобным хитам нужно много времени, чтобы выветриться из голов слушателей. Тем более когда к чисто "слушательскому" успеху прибавляется признание коллег по цеху и других деятелей искусства.
Сложно перечислить, в скольких фильмах, рекламах и ТВ-шоу была использована эта композиция за последние 25 лет. Среди них - кинофильмы
"Ванильное небо" и "Брюс Всемогущий", телесериалы "Хор", "Люцифер", "Детектив Раш", "Убойный отдел" и "Новая Жанна д'Арк".
Во всей шумихе и всеобщей любви к песне потонули даже различные недовольные выкрики, в том числе - и от особо богобоязненных граждан. Президент
Католической лиги религиозных и гражданских прав - не имеющая отношения к Католической церкви организация по защите прав католиков - назвал хит богохульным и приравнял текст песни к "травле христианства".
Сам автор, Эрик Базилиан, объяснял посыл песни следующим образом:

Для меня эта песня, в большей степени, о том, что происходит с тобой, когда ты смотришь на нечто, совершенно изменившее твой взгляд на мир. Это может быть встреча с Богом. Это может быть встреча с инопланетянином. Это может быть пребывание на краю могилы <...> В моем случае, это не религиозная вещь, и я не религиозный человек. Мои отношения с абсолютом очень сокровенные и личные. Я не пытаюсь убеждать кого-то менять точку зрения. Не ты пишешь такие песни – они пишут тебя...

На песню вышло несколько каверов. О двух самых интересных расскажу далее.
Одним из первых своё видение песни Осборн представила на своём альбоме
"Emancipation" (1996 г.) легенда 80-х, певец Принц.

Немецкая вокальная группа с говорящим названием "Gregorian" (намёк на средневековые церковные т.н. "григорианские" хоралы) выпустила свою, весьма необычную версию хита Джоан Осборн в 2007-м году.

В 2007-м году песня стала 54-й в списке "Ста лучших песен 90-х", а её исполнительница - десятой в списке "Сорока величайших артистов одного хита девяностых". И это был приговор, о котором никто не просил. Тем не менее, он был вынесен, и с его справедливостью очень сложно поспорить: Джоан Осборн осталась в памяти публики исполнительницей одного, хоть и очень громкого хита. А жаль...

Надеюсь, вам понравилась эта статья! Быть может, ею я напомнил вам времена вашей молодости, а может быть - даже открыл для вас новую артистку и новую песню. Кто его знает...

Понравилась статья? Поддержи канал донатом! Донаты поддерживают выход новых материалов!

Если вам понравился материал,приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.А ещё вы можете стать доном моего сообщества и получать эксклюзивный контент - для этого переходите СЮДА!

Новая статья выйдет уже очень скоро!

А потому - не прощаюсь!..

© Павел Пластинин