На креативные индустрии возлагают большие надежды. Возможно, именно людской потенциал, которым всегда славилась наша страна, способен освободить экономику от ресурсной зависимости. А пока это направление, хоть и достаточно быстрыми темпами, но только набирает обороты, в том числе и в нашем регионе. С Экспертным Клубом Иркутска мы сегодня решили обсудить, какие креативные индустрии развиты у нас, чем они могут быть полезны области, и кто участвует в подобных проектах?
В рамках развития этого направления одним из первостепенных вопросов является вопрос выявления, отбора и подготовки талантливой молодежи для креативных индустрий.
«В 2020 году мы подготовили программу “Креативного четверга” АСИ совместно с Точкой кипения, где проходили площадки по подготовке кадров для креативных индустрий, дискуссия о сибирской музыке как явлении, круглые столы об успешном опыте представителей иркутского киносообщества за пределами региона, креативной экономике в общественных пространствах города и на природных территориях. Следующий, 2021-й год - год креативной экономики, поэтому эта тема в области будет все более актуальной. Уже 19-20 сентября мы с Urban Sprint проводим “Городские выходные” - серию лекций “Иркутск – город на реке”. Также готовим круглый стол “Развитие музейных парков как природных территорий и туристских дестинаций”. Событие станет ключевым в рамках подготовки к инвестиционному форуму», - отметила Илона Толстоухова, директор АНО «Байкальский центр развития креативных проектов».
Еще одним немаловажным аскетом, который сопровождает креативные индустрии часто становится сопутствующее экономическое развитие региона, благодаря привлечению инвесторов и улучшению имиджа даже самых депрессивных территорий.
«Тема креативной экономики и креативной индустрии сейчас в тренде и будут обсуждаться в октябре 2020 года в Иркутске на межрегиональной конференции. В начале этого года мы на Ольхоне начали реализацию проекта “Байкальская Архитектура жизни”, который этим летом уже полноценно отработал на острове, где прошло несколько важных мероприятий, которые мы легко отнесем к креативной индустрии – это собор арт-резиденции архитекторов, дискуссии о том, что такое байкальская архитектура. Для меня креативная индустрия – та, что генерирует экономику, но сюда приехали люди, жили в гостиницах, тратили там деньги. Фестиваль был в Хужире, это звучит в СМИ, приезжают журналисты, это поднимает имидж и привлекательность территории», - уверена Евгения Ямова, генеральный директор ООО Агентства развития территорий «Градостроительная школа».
По мнению экспертов, в большей степени сфера креативных индустрий наиболее перспективна и привлекательна для талантливой молодежи. А вот насколько успешное исполнение этой программы получится в нашей области можно будет судить по прошествии крупных форумов.
«Региональные власти пытаются учиться и работать с креативной индустрией, что не может не радовать. В 2019 году был большой форум на эту тематику в Иркутске, по результатам которых были поддержаны несколько проектов, например, индустриальный парк “Тельминская фабрика”, который мне понравился больше всего, что я съездил и познакомился с его авторами. В этом году тема креативной индустрии будет раскрыта на молодежном форуме “Байкал”, который стартует 18 сентября. Насколько эффективно это будет сделано, можно будет судить по его результатам. Достаточные денежные средства выделены из бюджета Иркутской области», - отмечает Владимир Кочетов, генеральный директор информационного агентства «Байкал24».
Если брать отдельно взятые сферы креативных индустрий региона, то эксперты особенно выделяют кинематограф, поскольку сейчас уровень развития специалистов данной сферы достаточно высок, а реализуемые ими проекты перспективны и востребованы.
«2020 год для иркутского кино будет прорывным. Есть энергия, которая копилась пять лет с момента проведения стратегической сессии по развитию кинематографии в регионе в 2015 году. Пять лет системно работало киносообщество, проводя само для себя Байкальский питчинг и для горожан и гостей города - Байкальский фестиваль регионального кино. И у меня есть ощущение, что накопилась критическая масса специалистов и объема коммуникации между ними. Проиллюстрировать эту тенденцию можно на примере двух ведущих иркутских авторов: Анастасия Зверькова – игровой фильм “Без неба”, документалист Юлия Бывшева – фильм о классике русской и сибирской литературы Валентине Распутине и работа “Нулевая отметка”», -считает Юрий Яшников, кинорежиссер, продюсер, член Союза кинематографистов России.
Способность креативных индустрий стать центром притяжения инвестиций и людского потенциала, а также дать мощный толчок экономике, иногда возрождая традиционные для региона производства, а иногда внедряя инновации, оценили в Экспертном Клубе Иркутска.
«Коворкинг-центры – новый подход, особенно, для тех, кто занимается швейным производством (в Иркутске на базе фабрики “Узоры”). Или наши IT-компании – это не совсем креативная экономика, у них свои показатели, но появление в Иркутске IT-пространств как раз поставит нас в регионы с креативной экономикой. Или, возьмите, проект возрождения Тельминской швейной фабрики – это правофланговая креативная экономика. Так появляются индустриальные кластеры в Европе! Так возрождаются бренды, которые прославляют свою территорию во всеми мире. Любимый проект – парк “Лукоморье”, который теперь не только в Ангарске и на Байкальском тракте, но и в Крыму. Это креативный бизнес, когда из фестиваля деревянной скульптуры вырастает нормальный бизнес-проект, который поддерживается в любом регионе, куда он приходит. Это уникальное пространство, куда хочется приходить», - уверена Яна Шевченко, директор АНО «Агентство инвестиционного развития Иркутской области».