Всем привет! Давно не смотрел ничего о Второй мировой, что закончилась 75 лет назад ... дааа ... бежит время.
Захотелось вот посмотреть старый чехословацкий фильм, название которого было на слуху с детства, благодаря киноальманаху "Киносценарии" за 1990 год. Может, помнит кто? Красная такая обложка бумажная. Там был сценарий этого фильма, но я совершенно не помнил, о чём там. И вот вчера наконец выпала возможность посмотреть.
Ну что могу сказать? Лихие перестрелки, погони, огромные батальные сцены с десятками танков на полях, борьба умов разведчиков в тылу врага и коварного гестапо - если Вы ожидали всё это увидеть, то ошиблись. Не по адресу. Очень чешский режиссёр снял очень чешский фильм про очень чешских чехов, которые такие чехи.
Что я хочу сказать? Если Вы читали и полюбили произведения Ярослава Гашека, Карела Чапека, Яна Неруды, то обратили внимание на тот дух спокойствия, уюта и незлобивости, а также внимание к деталям, любовь к спокойному быту и родному очагу. Воистину, чувство покоя и умиротворения поселяется в душе при чтении. Внимание к радостям и заботам маленького человека, не так ли? Всё это пришло на ум во время просмотра картины Иржи Менцеля. Разумеется, не мог не вспомнить и "Станционного смотрителя" Нашего Всего Пушкина А.С. и бессмертную "Шинель" Гоголя Н. В.
Итак, о чём кино? Второе Мясорубное Побоище гремит по всему миру, уже подходя к концу. Перелом произошёл, войска антигитлеровской коалиции напирают отовсюду на врага, сжимая кольцо вокруг Германии ...
А в это время на станции Костомлаты в протекторате Богемии и Моравии идёт себе тихая жизнь. Железнодорожные начальники принимают телеграммы, шьют себе новую униформу, мечтают о повышении. Народ втихаря ругает гитлеровцев, но внешне вполне лоялен. Телеграфистки скучают, молодой стрелочник изнывает от желания, его коллега постарше резвится с девушками ... А инспектор всё так же объезжает станции и пропагандирует великую и неизбежную победу рейха "во имя спасения Европы и человеческой цивилизации".
Так вот, насчёт Гоголя. Ну никак не могу не вспомнить его, едва фильм только начинается! Вы только полюбуйтесь на отца молодого стрелочника Милоша. Тут не то что гоголевские помещики, тут гончаровский Обломов неизбежно вспоминается!
Малюсенькая ролечка без слов задаёт тон последующему рассказу на полтора часа. Блаженство безделья человека, что всю жизнь мечтал о безделье. Как и вся его семья - прадед, дед, сын ... И они даже не скрывают от себя, что желают так работать, чтобы не работать. И всё это раскрыто уже в прологе, довольно комично. Так, что сразу на ум приходят рисунки Йозефа Лады к "Похождениям Швейка".
Кстати, забавный момент. В прологе, когда речь идёт о немецких танках, что вторглись в Чехословакию, оператор несколько раз упорно показывает нам ...
Ага! Советские самоходки со 152-мм орудием! Вот это ляп так ляп.
Далее, если Вы любитель быстрого, динамичного, с резкими сюжетными поворотами кино, то лучше сразу говорю: выключайте. Не всякая натура выдержит показ скучающих обывателей на Богом забытой провинциальной станции. Впрочем, иным темпераментам это может доставить истинное наслаждение, ведь чешский оператор воистину поэт деталей. С какой любовью он показывает нам голубятню:
общий вид станции:
диван:
домашний уют в семье начальника:
самого начальника:
Ну и мастер по свету тоже молодец, оно сразу и видно! Вот, посмотрите:
Умеют же создать уютное настроение. А вот ателье "Фото 5 минут и готово":
И среди всей этой монотонной жизни мы наблюдаем историю маленького человека, начинающего карьеру на железной дороге, и его психологических проблем.
Старая как мир история юношеской нерешительности и страха опозориться и прослыть "не-мужчиной". Поцелуи и объятия, сомнения и вожделение, вечерние шалости и скука, страшная скука.
Не война, а малые голландцы какие-то. Порой может мелькнуть мысль: да точно ли это военное кино?
Но нет. Увы, война идёт и тут. Поезда с солдатами погибающего рейха всё так же проходят через станцию Костомлаты.
Солдаты вермахта показаны без всякой злобы, без желания обличить их, осудить или высмеять. Нет, это просто усталые мужчины, желающие отдыха.
Бомбы всё же падают и на маленькую станцию. Война не так далеко, как кажется.
И уж конечно. никуда не деться от СС! Они в картине появляются всего на чуть-чуть, даже не произносят ни слова, но зато какой это эпизод! Это надо видеть. Не буду пересказывать.
Картина абсурда, бессмысленности машины репрессий. Трескучие пропагандистские речи нелепого инспектора, карикатурный процесс, раздутый из ... ох, лучше сами посмотрите. Это прелестно. Настолько мастерски раскрыта гибель немецкой империи, и раскрыта именно что через бред, нелепость. И высмеивание-то, с одной стороны, тонкое, без лишнего яда и желчи. А с другой стороны, весьма яркое и в полном смысле этого слова простонародное. Потому что власти всерьёз разбирают дело, вышедшее буквально из ...
В общем, за полтора часа монотонной скуки, разбавленной легчайшей эротикой, пропитанной сатирой на местных обывателей; наполненной абсурдом повседневности, иной зритель может и утомиться, бросив просмотр. Но я так скажу (не впадая в пересказ, отметив основные моменты): этот классический фильм стоит смотреть. Ибо показать гибель империи почти без стрельбы, взрывов и крови, через судьбу маленького человека - это очень сложная задача. И съёмочная группа с ней справилась.
А что насчёт героизма, есть ли он тут? А героизм застенчивого молодого человека раскрывается почти внезапно и ближе к концу картины. Обыкновенный такой героизм, без пышных слов и ярких красок. И ты смотришь фильм и даже не ожидаешь Подвига. А он вдруг приходит.