Найти в Дзене
Alex Leaveit

Критические замечания #14 к книге Мортимера Адлера «Шесть великих идей»

В продолжение темы – Критические замечания к книге Мортимера Адлера «Шесть великих идей»:

⠀⠀«Мы будем опираться на природу человека как политического животного».

Вот автор, наконец, и дал нам чёткое понимание того, какую самоидентификацию человека (какое определение природы человека) он подразумевал во всех своих предыдущих рассуждениях. И какую, очевидно, он будет иметь в виду во всех своих последующих рассуждениях. Если человек и впрямь – общественное (или политическое) животное (так определял природу человека Аристотель), то до объективной Истины ему не добраться никогда.

⠀⠀«Человеческое общество конвенциональное, то есть договорное и традиционное. Формы сообществ – типы управления, законы, институты и иные организационные структуры и системы – продукты рационального и свободного мышления, а не инстинктивных позывов».

Анализируя человеческие законы, трудно предположить, что они являются продуктом рационального и свободного мышления. Их обусловленность режет глаз и ухо любому здравомыслящему аналитику. А неприятие действительно справедливых законов только подтверждает догматичный и обусловленный, а отнюдь не рациональный и свободный, характер человеческого мышления. Так что от социальных животных мы пока что отличаемся немногим и не в лучшую сторону.

⠀⠀«Человек – политическое животное от природы, так как он испытывает естественную потребность в политической свободе гражданина, обладающего правом голоса, для обеспечения себе достойной жизни. В этом и заключается основа пра́ва человека на политическую свободу».

Как сказал агент Смит в фильме «Матрица» (перефразировано): «какой толк от пра́ва голоса, если у вас нет рта»?

⠀⠀«Основанием для лишения политических прав, равно как и свободы действия, на определённый срок или на всю жизнь может быть преступное поведение».

«А судьи кто?» (Грибоедов, «Горе от ума») – справедливые, беспристрастные, объективные, руководствующиеся только Истиной люди или корыстные чиновники и их насквозь коррумпированная «вертикаль власти»?

⠀⠀«Одинаковые для всех условия могут быть равенством статуса и обладания теми или иными основными человеческими благами, такими как политическая свобода, благосостояние, здоровая окружающая среда или образование. Равное владение ими зависит от факторов, которые контролирует общество».

Слово «общество» здесь не выражает ничего конкретного. А конкретно контроль находится в руках власть имущих, которые ни за что эту власть добровольно простым людям не предоставят. Удел толпы – лишь иллюзия самоуправления.

⠀⠀«Общественный договор – это миф».

Почему же миф? – Для Израиля времён Моисея это был отнюдь не миф. Именно это и означает понятие «заключить Завет»: принять условия договора – Закон Божий.

[ Продолжение следует… ]