«Довод», или как он именуется в оригинале «Tenet» - новый, долгожданный фильм именитого режиссёра Кристофера Нолона, который сделал себе имя на революционных, масштабных, новаторских и, что самое главное - авторских проектах, и «Довод» не стал исключением. Но обо всем по порядку.
Для начала немного предыстории.
Помимо очередной претензии на Нолановский шедевр, «Довод» примечателен ещё и тем, что он стал первым крупным релизом после вынужденного затишья. Он фактически стал первопроходцем в этот новый, непредсказуемый и отчасти опасный пост карантинный мир. «Довод» по праву стали считать символом эпохи возрождения кинотеатрального проката. Он в какой то степени стал индикатором готовности индустрии к возвращению к привычной прокатной жизни.
На него буквально ориентируются ближайшие крупнейшие тайтлы, оглядываясь на текущие сборы «Довода» и оценивая все риски. Кто то все таки последовал примеру «Довода» и пошёл в кинотеатры («Мулан»), а кому то все таки ситуация показалась ещё недостаточно стабильной («Чудо-женщина: 1984). Стоит отдать должное ребятам из Warner Bros. За смелость. Они могли точно также как пойти по более безопасному пути (хотя, на самом деле постоянные переносы ранее анонсированной картины также приносят студиям убытки) и выпустить фильм в момент, когда киноиндустрия будет окончательно реанимирована и шансы на окупаемость были бы максимально высоки. Но Ворнеры не спасовали, и, думаю, они поступили правильно.
Безусловно, выйди «Довод» годом раньше, сборы были бы куда больше, ибо культовый статус Нолона с каждым годом все больше укореняется у зрителей, но и то, чем фильм может довольствоваться сейчас, на мой взгляд, можно считать победой. Мировые сборы уже перевалили за производственный бюджет (205 млн $), и фильм продолжает вполне неплохо себя чувствовать в прокате, так что в дальнейшем создатели вполне могут расчитывать хоть на какую то прибыль, но, что не менее важно, они уже заслужили уважение в мировом киносообщество за первый шаг, сделанный в неизвестность.
Так, ну вообщем мы поняли - создатели молодцы, респект за смелость, но что же там с самим фильмом, стоило ли все это того? Есть ли весомые на то причины, чтобы подвергать себя опасности и покидать зону изоляции ради просмотра этого фильма? Определено. Правда, перед просмотром стоит позаботиться о том, чтобы вас абсолютно ничего не отвлекало (будь то сосед или вибрация смартфона), ибо отвлекаться во время просмотра категорически противопоказано, иначе рискуете не понять половины.
Да, фильм получился чересчур сложным, запутанным и витиеватым. С первыми минут вам дают понять, что никто вас не собирается водить за ручку по сюжетным хитросплетениям и что то объяснять. Извольте понимать как хотите - таков, по всей видимости, девиз «Довода». Я серьезно, это самый экстраординарный фильм Кристофера Нолона. Даже в самых его, как ранее казалось, замудренных картинах по типу «Начала», «Интерстеллар» или «Помни» - было куда больше разъяснений и ремарок по ходу развития сюжета. В «Доводе» же, ничего подобного ждать не приходится, зритель выступает тут вроде сборщика огромного пазла, без какого либо описания и общей картинки.
И знаете что, это безумно круто. Давненько мне не приходилось так пристально следить за происходящем, чтоб не упустить ни одной детали. Нолан постоянно заставляет тебя быть максимально сконцентрированным, ни на секунду не отвлекаясь от просмотра. В идеале, чтоб под рукой были ручка с блокнотом. Чувство, когда вроде бы становится все понятно, но проходит буквально пять минут, и оказывается, что понятно было совсем не все - преследует практически до конца фильма. Я был просто в восторге от постоянных построений теорий во время просмотра и долгого долгого размышления над увиденным после. Самое первое, что хочется сделать после просмотра, это сразу же пересмотреть фильм ещё раз, чтобы уже вооруженным знанием общей концепции фильма, попробовать разложить все по многочисленным полочкам (хотя, и со второго раза это не факт, что получится сделать).
Что ещё есть хорошего в «Доводе»? Да практически все остальное. Режиссура - просто высший класс, я думаю, в этом году шансы на «Оскар» у Криса как никогда высоки, великолепная работа. Музыка, как и в остальных фильмах Нолона, идеально дополняет видеоряд и соответствует общему настроению кадра. Хоть и в этот раз за музыкальное сопровождение отвечал не излюбленный Ноланом и всеми нами Ханс Циммер, шведский композитор Людвиг Йоранссон сделать ничуть не хуже, великолепный саундтрек. Ещё одна стопроцентная номинация на предстоящих зимних премиях.
Да вообще все технические аспекты выполнены на высочайшем уровне: операторская работа, монтаж, визуальные эффекты и натуральные съёмки (думаю, уже все наслышаны, как Нолан вместо нарисованного боинга решил выкупить и взорвать настоящий).
Пожалуй, единственное, что на этот раз пострадало, это сюжетные линии главных героев. Они получились довольно пустыми исухими, без какой то интересной истории за плечами, благодаря которой им можно было бы сопереживать. Два главных героя - профессиональные агенты, у которых нет ни предыстории, ни моральных конфликтов, ни малейшего проявления чувств (линия Вашингтона и Дебеки очень слабо на это тянет), они просто выполняют свою работу по спасению мира.
К актерам, кстати, нет никаких претензий. Очень удивил Джон Дэвид Вашингтон - сын знаменитого Дензела Вашингтона, и слёзы пустил где надо, и харизма так и прет из него, пошёл один словом по стопам отца. Роберт Паттинсон, Элизабет Дебеки, Кенет Брана, Аарон Тейлор-Джонсон - все отыгрывают то, что от них требуется очень хорошо. Но все таки, хотелось бы видеть в их персонажах чуть больше человечности. На этот раз Нолан снабдил фильм доселе невиданным, нереально закрученным сюжетом, ради чего видимо пришлось пожертвовать личностными характеристиками персонажей.
Пожалуй, это единственный весомый минус картины. В остальном, это безумно зрелищный, изумительно запутанный, идеально поставленный шпионский триллер. Возможно, «Довод» может отпугнуть своей излишней сложностью и кучей вопросов по окончанию. И да, они будут, но ведь ради этого мы и любим фильмы Нолана, что после просмотра можно ещё долгое время прокручивать в голове увиденное, рассуждать и разгадывать эту головоломку, пусть даже и после повторного просмотра.