Диафрагма, выдержка и ISO – три столпа фотографии, и вам придется их всех освоить, если вы действительно хотели бы делать хорошие снимки.
Выдержка (время экспозиции, скорость затвора) – это промежуток времени, в течение которого затвор камеры открыт. Если не вдаваться в технические подробности, то затвор – это шторка перед сенсором камеры, которая остается закрытой до тех пор, пока фотограф не нажимает на кнопку спуска затвора, после чего затвор поднимается и на сенсор камеры попадает свет, проходящий через диафрагму объектива. После того, как процесс фиксации света завершен, затвор сразу же закрывается и свет перестает попадать на сенсор. Чем дольше затвор остается открытым, тем больше света попадет на сенсор (и наоборот).
Выдержка измеряется в секундах, в большинстве случаев скорее даже – в долях секунды. Чем больше знаменатель, тем короче выдержка (например, выдержка в 1/250 секунды гораздо короче, чем 1/30 секунды). В большинстве случаев съемка осуществляется на выдержках 1/60 секунды или короче, поскольку при более длинных выдержках получить изображение, не размытое из-за непроизвольной тряски камеры в процессе съемки, становится сложнее, и необходимо пользоваться штативом или прибегать к помощи технологии стабилизации изображения (возможности которой, впрочем, тоже ограничены). У большинства любительских камер максимальная короткая выдержка составляет 1/4000 секунды, а у профессиональных камер это значение равно 1/8000 секунды. Исключением являются цифровые зеркальные камеры Pentax, которые позволяют снимать с максимальной скоростью затвора в 1/6000 секунды. С электронным затвором у некоторых беззеркальных камер возможны еще более короткие выдержки.
Выбор скорости затвора обычно доступен с шагом в 1 ступень, при котором происходит удвоение скорости: 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500 и т.д. Связано это с тем, что управление диафрагмой осуществляется по такому же принципу – с открытием диафрагмы на 1 ступень объем поступающего света тоже увеличивается в два раза. В результате этого, увеличение скорости выдержки на 1 ступень и прикрытие диафрагмы на 1 ступень обеспечит вам ту же самую экспозицию.
С большинством камер доступны как выдержки, измеряемые в долях секунды, так и выдержки, кратные секунде. Длинные выдержки (1 секунда, 10 секунд, 30 секунд) используются для съемки в условиях недостаточного освещения и/или для создания специальных эффектов или необходимости зафиксировать как можно больше движения в кадре. Некоторые камеры позволяют снимать в режиме экспозиции B (Bulb), в котором затвор остается открытым до тех пор, пока вы удерживаете кнопку спуска затвора.
При выборе выдержки необходимо исходить из того, движется ли объект съемки в кадре, и каким образом вы хотите запечатлеть это движение. Если движение в кадре есть, то у вас появляется выбор – остановить его или, напротив, зафиксировать в кадре размытие от движущегося объекта, чтобы придать снимку динамику.
Для остановки движения (птиц, автомобилей, людей) используйте короткие выдержки, а для фиксации размытия от движущегося объекта съемки используйте длинные выдержки. Конкретные значения зависят от скорости движения объекта съемки и от того, насколько сильное размытие движения вы хотели бы получить.
1/1000- Остановка движения всех объектов
1/500 - Остановка движения воды, остановка движения прочих объектов в процессе повседневной съемки
1/250-1/500 - Остановка быстрых движений диких животных
1/250 - Остановка движения бегущего человека
1/125 - Остановка движения быстро идущего человека
1/30 - Наиболее естественное изображение воды
1 - Смаз любых деталей потока воды
Еще одним фактором, оказывающим влияние на выбор выдержки, является фокусное расстояние объектива. При съемке без использования технологии стабилизации изображения целесообразно руководствоваться эмпирическим правилом, согласно которому выдержка должна быть обратно пропорциональна фокусному расстоянию объектива:
Выдержка = 1 : Фокусное расстояние
Например, если вы снимаете объективом с фокусным расстоянием 50 мм, то выдержка должна составлять не менее 1/50 секунды, а с объективом с фокусным расстоянием 200 мм – не менее 1/200 секунды.
Если вы снимаете неполнокадровой камерой, то выдержку целесообразно выбирать с учетом кроп-фактора:
Выдержка = 1 : Фокусное расстояние x Кроп-фактор
Степень размытия изображения зависит от веса камеры, способности фотографа управлять своим дыханием, физических особенностей фотографа и факторов окружающей среды, поэтому в некоторых ситуациях приходится принимать решение об уменьшении выдержки, определенной в соответствии с этим правилом.
Достаточно полезно определить опытным путем, какова максимально длинная выдержка при съемке "с рук" лично для вас (ведь все мы немножко отличаемся друг от друга). Найдите какой-нибудь объект съемки со множеством деталей (превосходно подойдет дерево с развитой кроной), переведите камеру в режим приоритета выдержки (S, Tv) и сделайте поочередно несколько снимков, устанавливая для каждого последующего снимка более длинную выдержку. Начать имеет смысл с выдержки в 1/1000 секунды, далее устанавливать поочередно 1/500, 1/125, 1/60, 1/30, 1/15, 1/8 секунды, и, наконец, закончить выдержкой в 1/4 секунды. После этого просмотрите все полученные снимки в масштабе 100%. Вы обнаружите, что на первый взгляд особой разницы между ними нет, однако чем длиннее устанавливалась выдержка, тем более выраженным становилось размытие изображения. Наконец, наступит такой момент, когда размытие снимка станет очевидным. Значение выдержки ДО этого момента и есть максимально длинная выдержка лично для вас. При съемке "с рук" нужно снимать на выдержках не более максимально длинной для вас выдержки, в противном случае вы рискуете прийти домой после целого дня съемки и обнаружить, что ваши снимки размыты.
С технологией стабилизации изображения, однако, съемка на более длинных выдержках становится возможной – в некоторых случаях даже достигается преимущество в 4 стопа, что означает, например, что с объективом с фокусным расстоянием 240 мм вы можете использовать выдержку в 1/15 секунды (1/240 -> 1/120 -> 1/60 -> 1/30 -> 1/15). Производители объективов и камер обычно указывают максимальную эффективность стабилизатора изображения, что поможет вам выбрать минимальную выдержку, при которой тряска камеры не окажет влияние на качество снимков. Более подробно о преимуществах стабилизации изображения вы можете прочитать в отдельной статье.
При съемке неподвижных объектов (например, архитектуры) выдержку можно выбирать в широком диапазоне, начиная от минимально необходимой, при которой тряска камеры не приводит к размытию снимков, и заканчивая очень короткими выдержками вплоть до максимально короткой выдержки, доступной с вашей камерой (1/4000, 1/6000 или еще короче).
В целом же, выбор между остановкой движения либо размытием движения остается за вами. Вы можете как остановить мгновение для того, чтобы рассмотреть мимолетную сцену во всех ее подробностях, так и придать снимку динамику при помощи длинной выдержки, чтобы создать в результате этого определенный художественный эффект или отделить неподвижные объекты сцены от подвижных.
При выборе выдержки вам необходимо будет изменить диафрагму либо ISO для того, чтобы получить правильно проэкспонированный снимок. Например, если вы увеличили выдержку с 1/60 до 1/125 секунды, то вы уменьшили объем света, который попадет в камеру. Чтобы скомпенсировать это, вам придется либо приоткрыть диафрагму на 1 ступень или увеличить ISO – тоже на 1 ступень. Управление выдержкой осуществляется в режиме приоритета выдержки либо в мануальном режиме, в котором вам также придется установить диафрагму и выбрать ISO. В остальных режимах экспозиции выбор выдержки выполняется камерой автоматически. У цифровых зеркальных камер, оснащенных верхним монохромным дисплеем, значение выдержки отображается на этом дисплее наряду с выбранной диафрагмой и ISO.
Евгений АРТЕМОВ, https://lens-db.ru