Здравствуйте, уважаемые читатели!
Прошу прощения за долгое "молчание" на канале - на то были свои причины.
В данной статье расскажу об изменениях законодательства о контрактной системе, вступивших в силу относительно недавно.
44-ФЗ
Основной закон закупщика за последние три месяца изменился несильно:
- требование обеспечения гарантийных обязательств из обязанности заказчика превратилось в право;
- изменены размеры и тонкости установления размера обеспечения исполнения контракта: в общем случае оно должно составлять от 0,5% до 30% от Н(М)ЦК за исключением случаев, когда контрактом предусмотрена выплата аванса - размер ОИК должен быть равен авансу (исключение - казначейское сопровождение контракта с авансом менее 30% от Н(М)ЦК;
- у заказчиков появилось право закупать работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства путём проведения открытого конкурса в электронной форме.
Также в 44-ФЗ появилась статья 31.1, обязывающая заказчика осуществить закупки исходя из минимальной доли закупок и перечня товаров (так называемое квотирование отечественных товаров), а также отчитаться по итогам года об объёме закупленных российских товаров. Предполагается, что данные нововведения заработают с 1 января 2021 года. В настоящее время перечень товаров, минимальные доли их закупок, порядок подготовки отчёта и прочие тонкости находятся в разработке, а значит обсуждать и разбирать пока нечего - подождём, когда постановление будет принято.
Подзаконные акты
Здесь изменений и новшеств куда больше.
Постановления 616 и 617
В мае текущего года Минпромторг шокировал участников закупочного процесса, выпустив в свет два этих постановления, устанавливающих запрет и ограничения допуска ("третий лишний") для ряда иностранных товаров. Шоком было не само себе появление этих постановлений, а механизмы их применения, которые и по сей день вызывают множество вопросов как у заказчиков, так и у участников госзакупок. Было множество онлайн-конференций, вебинаров, письменных разъяснений; был (наконец-то!) разработан и опубликован реестр российской промышленной продукции... В итоге всё сводится к следующему:
по 617 постановлению:
заказчик устанавливает ограничения допуска согласно постановлению, участник в отношении российского товара указывает в заявке номер записи из реестра, а в отношении евразийского товара - только страну происхождения товара. На этапе исполнения контракта участник предоставляет либо выписку из реестра (для российской продукции), либо копию сертификата СТ-1 (для евразийской продукции).
по 616 постановлению:
заказчик устанавливает запрет согласно постановлению, участник предоставляет выписку из реестра. Выписка генерируется участником в самом реестре путём нажатия на кнопку.
Всех, кто не предоставил выписку, комиссия обязана отклонить. Поэтому заказчик при подготовке закупки должен убедиться, что необходимый ему товар есть в реестре. В противном случае необходимо получить разрешение Минпромторга на закупку иностранного товара (см. ниже).
Есть несколько случаев, когда запрет по 616-ПП не устанавливается:
- товар в РФ не производится (подтверждается разрешением Минпромторга на закупку иностранного товара);
- закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров лёгкой промышленности);
- необходима совместимость товара с уже имеющимся у заказчика;
- закупаются расходники и запасные части к имеющимся у заказчика товарам;
- закупки, осуществляемые ФСБ, ФСО, Службой внешней разведки и прочими "силовиками".
Наиболее интересен пункт 2 - из формулировки непонятно, что такое "совокупность таких товаров". Минпромторг, Минфин и ФАС в один голос говорят (и пишут), что под совокупностью следует понимать товары, относящиеся к одному коду ОКПД2. Лично для меня это совершенно неочевидно, т.к. в постановлении явно это не указано. Однако, заказчик просто обязан опираться на позицию контролирующих органов. К тому же есть официальное письмо Минпромторга, который уполномочен на дачу разъяснений по 616 и 617 постановлениям. Поэтому следует руководствоваться позицией, изложенной в указанном письме. ФАС пока придерживается того же мнения.
Объясню "на пальцах": заказчику необходимо приобрести бумагу для офисной техники классов A и B. Очевидно, что цена единицы товара (пачки бумаги) не превышает 100 тыс руб. Значит заказчик может купить бумагу на сумму менее 1 млн. руб. без установления запрета по 616-ПП. Если же заказчику нужно купить два металлообрабатывающих станка, каждый из которых стоит 200 тыс руб, то запрет необходимо установить.
Постановления 656 (машиностроение) и 791 (лёгкая промышленность)
Утратили силу в связи в изданием постановления 616.
Приказ 126н
Здесь сразу два изменения: с 11.09.2020 расширен перечень товаров, для которых устанавливаются условия допуска, а с 01.10.2020 в приказе появится приложение №2. В этом приложении 42 товара, при закупках которых в рамках реализации национальных проектов (программ) заказчики должны будут применять 20-процентное понижение в случае, если выиграл участник с иностранным товаром.
Постановление 878 (радиоэлектронная продукция)
Изменения коснулись оптоволоконных и электрических кабелей, произведённых государствами-членами Евразийского экономического союза - теперь они приравнены к товарам российского производства. Подтверждением страны происхождения товара будет указание реестровой записи для российской продукции и предоставление сертификата СТ-1 для продукции евразийской. Причём оптоволокно в таких кабелях должно быть российским, информация о чём указывается в документах, приложенных к заявке участника.
Постановление 145 (каталог товаров, работ, услуг)
Единственным, но достаточно важным, изменением является запрет на редактирование позиций КТРУ, описывающих товары, внесённые в перечень по 878 постановлению. Причём неважно - установлены ли ограничения в закупке. Определяющим фактором является наличие закупаемого товара в перечне постановления. В настоящее время Минфином подготовлены поправки, согласно которым запрет использования дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, будет применять только в случае, если в закупке установлены ограничения по 878-ПП.
На сегодняшний, например, при покупке ноутбука (ОКПД2 26.20.11.110) заказчик не вправе указывать характеристики, не предусмотренные каталогом ТРУ. Но! Сейчас в стране действует ряд программ и проектов, предусматривающих приобретение товаров с определённым функционалом. Например, для реализации нацпроекта заказчику согласно нормативным документам необходимо купить системный блок с двумя мощными видеокартами, однако в КТРУ такого варианта не предусмотрено. Несоблюдение требований нацпроекта - нарушение, несоблюдение требований 145 постановления - тоже. Противоречие налицо. По моему мнению, в такой ситуации заказчик может воспользоваться пунктом 7 правил использования КТРУ - "притвориться", что соответствующие позиции в каталоге отсутствуют. Теоретически так оно и есть - в КТРУ нет системных блоков с двумя видеокартами. Как на это будут смотреть различные контролирующие органы - покажет практика.
Постановление 99 (доп. требования к участникам)
В марте к случаям, в которых заказчик должен установить дополнительные требования к участникам, добавили услуги по охране объектов образовательных и научных организаций; в июле строительные работы разделили на более узкие направления, а также скорректировали ценовой порог для муниципальных и региональных закупок: теперь такие заказчики должны устанавливать доп. требования при Н(М)ЦК более 5 млн. руб. Для федеральных нужд порог остался прежним - 10 млн. руб.
Для конкурсов с ограниченным участием при проведении закупок строительных работ по строительству и (или) реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 100 млн. рублей, срок действия документов, подтверждающих наличие у участника опыта, увеличили с 3 лет до 5. При закупках работ по капитальному ремонту и сносу таких объектов дополнительные требования теперь не устанавливаются.
_______________________________________________________________
Основные изменения законодательства за последние несколько месяцев мы рассмотрели. Незатронутой оказалась медицина, но эта тема настолько обширна, что ей будет посвящена отдельная статья, наверное даже не одна. Также в ближайшее время рассмотрим изменения, которые запланированы ждут нас в недалёком будущем.
Благодарю Вас за уделённое время! Надеюсь, статья была интересна и полезна. Если возникают вопросы или предложения, прошу оставлять их в комментариях.
До новых встреч!