Найти тему

44-ФЗ глазами заказчика: изменения в законодательстве о закупках, вступившие в силу весной и летом 2020 года

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Прошу прощения за долгое "молчание" на канале - на то были свои причины.

В данной статье расскажу об изменениях законодательства о контрактной системе, вступивших в силу относительно недавно.

44-ФЗ

Основной закон закупщика за последние три месяца изменился несильно:

  • требование обеспечения гарантийных обязательств из обязанности заказчика превратилось в право;
  • изменены размеры и тонкости установления размера обеспечения исполнения контракта: в общем случае оно должно составлять от 0,5% до 30% от Н(М)ЦК за исключением случаев, когда контрактом предусмотрена выплата аванса - размер ОИК должен быть равен авансу (исключение - казначейское сопровождение контракта с авансом менее 30% от Н(М)ЦК;
  • у заказчиков появилось право закупать работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства путём проведения открытого конкурса в электронной форме.

Также в 44-ФЗ появилась статья 31.1, обязывающая заказчика осуществить закупки исходя из минимальной доли закупок и перечня товаров (так называемое квотирование отечественных товаров), а также отчитаться по итогам года об объёме закупленных российских товаров. Предполагается, что данные нововведения заработают с 1 января 2021 года. В настоящее время перечень товаров, минимальные доли их закупок, порядок подготовки отчёта и прочие тонкости находятся в разработке, а значит обсуждать и разбирать пока нечего - подождём, когда постановление будет принято.

Подзаконные акты

Здесь изменений и новшеств куда больше.

Постановления 616 и 617

В мае текущего года Минпромторг шокировал участников закупочного процесса, выпустив в свет два этих постановления, устанавливающих запрет и ограничения допуска ("третий лишний") для ряда иностранных товаров. Шоком было не само себе появление этих постановлений, а механизмы их применения, которые и по сей день вызывают множество вопросов как у заказчиков, так и у участников госзакупок. Было множество онлайн-конференций, вебинаров, письменных разъяснений; был (наконец-то!) разработан и опубликован реестр российской промышленной продукции... В итоге всё сводится к следующему:

по 617 постановлению:
заказчик устанавливает ограничения допуска согласно постановлению, участник в отношении российского товара указывает в заявке номер записи из реестра, а в отношении евразийского товара - только страну происхождения товара. На этапе исполнения контракта участник предоставляет либо выписку из реестра (для российской продукции), либо копию сертификата СТ-1 (для евразийской продукции).

по 616 постановлению:
заказчик устанавливает запрет согласно постановлению, участник предоставляет выписку из реестра. Выписка генерируется участником в самом реестре путём нажатия на кнопку.

Формирование выписки из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации
Формирование выписки из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации

Всех, кто не предоставил выписку, комиссия обязана отклонить. Поэтому заказчик при подготовке закупки должен убедиться, что необходимый ему товар есть в реестре. В противном случае необходимо получить разрешение Минпромторга на закупку иностранного товара (см. ниже).

Есть несколько случаев, когда запрет по 616-ПП не устанавливается:

  1. товар в РФ не производится (подтверждается разрешением Минпромторга на закупку иностранного товара);
  2. закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров лёгкой промышленности);
  3. необходима совместимость товара с уже имеющимся у заказчика;
  4. закупаются расходники и запасные части к имеющимся у заказчика товарам;
  5. закупки, осуществляемые ФСБ, ФСО, Службой внешней разведки и прочими "силовиками".

Наиболее интересен пункт 2 - из формулировки непонятно, что такое "совокупность таких товаров". Минпромторг, Минфин и ФАС в один голос говорят (и пишут), что под совокупностью следует понимать товары, относящиеся к одному коду ОКПД2. Лично для меня это совершенно неочевидно, т.к. в постановлении явно это не указано. Однако, заказчик просто обязан опираться на позицию контролирующих органов. К тому же есть официальное письмо Минпромторга, который уполномочен на дачу разъяснений по 616 и 617 постановлениям. Поэтому следует руководствоваться позицией, изложенной в указанном письме. ФАС пока придерживается того же мнения.

Объясню "на пальцах": заказчику необходимо приобрести бумагу для офисной техники классов A и B. Очевидно, что цена единицы товара (пачки бумаги) не превышает 100 тыс руб. Значит заказчик может купить бумагу на сумму менее 1 млн. руб. без установления запрета по 616-ПП. Если же заказчику нужно купить два металлообрабатывающих станка, каждый из которых стоит 200 тыс руб, то запрет необходимо установить.

Постановления 656 (машиностроение) и 791 (лёгкая промышленность)

Утратили силу в связи в изданием постановления 616.

Приказ 126н

Здесь сразу два изменения: с 11.09.2020 расширен перечень товаров, для которых устанавливаются условия допуска, а с 01.10.2020 в приказе появится приложение №2. В этом приложении 42 товара, при закупках которых в рамках реализации национальных проектов (программ) заказчики должны будут применять 20-процентное понижение в случае, если выиграл участник с иностранным товаром.

Постановление 878 (радиоэлектронная продукция)

Изменения коснулись оптоволоконных и электрических кабелей, произведённых государствами-членами Евразийского экономического союза - теперь они приравнены к товарам российского производства. Подтверждением страны происхождения товара будет указание реестровой записи для российской продукции и предоставление сертификата СТ-1 для продукции евразийской. Причём оптоволокно в таких кабелях должно быть российским, информация о чём указывается в документах, приложенных к заявке участника.

Постановление 145 (каталог товаров, работ, услуг)

Единственным, но достаточно важным, изменением является запрет на редактирование позиций КТРУ, описывающих товары, внесённые в перечень по 878 постановлению. Причём неважно - установлены ли ограничения в закупке. Определяющим фактором является наличие закупаемого товара в перечне постановления. В настоящее время Минфином подготовлены поправки, согласно которым запрет использования дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, будет применять только в случае, если в закупке установлены ограничения по 878-ПП.

На сегодняшний, например, при покупке ноутбука (ОКПД2 26.20.11.110) заказчик не вправе указывать характеристики, не предусмотренные каталогом ТРУ. Но! Сейчас в стране действует ряд программ и проектов, предусматривающих приобретение товаров с определённым функционалом. Например, для реализации нацпроекта заказчику согласно нормативным документам необходимо купить системный блок с двумя мощными видеокартами, однако в КТРУ такого варианта не предусмотрено. Несоблюдение требований нацпроекта - нарушение, несоблюдение требований 145 постановления - тоже. Противоречие налицо. По моему мнению, в такой ситуации заказчик может воспользоваться пунктом 7 правил использования КТРУ - "притвориться", что соответствующие позиции в каталоге отсутствуют. Теоретически так оно и есть - в КТРУ нет системных блоков с двумя видеокартами. Как на это будут смотреть различные контролирующие органы - покажет практика.

Постановление 99 (доп. требования к участникам)

В марте к случаям, в которых заказчик должен установить дополнительные требования к участникам, добавили услуги по охране объектов образовательных и научных организаций; в июле строительные работы разделили на более узкие направления, а также скорректировали ценовой порог для муниципальных и региональных закупок: теперь такие заказчики должны устанавливать доп. требования при Н(М)ЦК более 5 млн. руб. Для федеральных нужд порог остался прежним - 10 млн. руб.

Для конкурсов с ограниченным участием при проведении закупок строительных работ по строительству и (или) реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 100 млн. рублей, срок действия документов, подтверждающих наличие у участника опыта, увеличили с 3 лет до 5. При закупках работ по капитальному ремонту и сносу таких объектов дополнительные требования теперь не устанавливаются.

_______________________________________________________________

Основные изменения законодательства за последние несколько месяцев мы рассмотрели. Незатронутой оказалась медицина, но эта тема настолько обширна, что ей будет посвящена отдельная статья, наверное даже не одна. Также в ближайшее время рассмотрим изменения, которые запланированы ждут нас в недалёком будущем.

Благодарю Вас за уделённое время! Надеюсь, статья была интересна и полезна. Если возникают вопросы или предложения, прошу оставлять их в комментариях.

До новых встреч!