Во времена СССР большинство заводов строилось по принципу полного цикла, со всеми технологическими переделами. На каждом заводе была своя литейка, гальваника, полный набор заготовительного и механообрабатывающего оборудования. Хотя какая-то кооперация всё равно существовала.
За прошедшее время большинство тех заводов развалилось в процессе череды банкротств, на оставшихся часть имеющегося оборудования пришло в негодность или было продано, появились новые заводы. И сейчас кооперация очень сильно востребована.
С-одной стороны, она удобна исполнителю, позволяя загружать временно простаивающее оборудование. Да и заказчик получает готовую деталь (узел) и не парится с его изготовлением.
Но с другой стороны.... С другой стороны это масса проблем.
Во-первых, цены. Поскольку продукция делается несвойственная, от непонимания технологии и для перестраховки технологами закладываются излишние приспособления и излишняя же трудоёмкость. Плюс к тому, если исполнитель понимает, что в городе он один обладает оборудованием с подобными технологическими возможностями, то задирает цену по самое не могу.
Во-вторых, сроки. Поскольку продукция не знакома исполнителю, делать он её будет долго. По-крайней мере, при первом исполнении. А когда у исполнителя появится потребность в этом же оборудовании для исполнения «Своего» заказа, кооперационный заказ сбрасывается со станка и скромно ожидает своей очереди.
Ну и в-третьих, качество. Это опять таки связано с разовостью исполнения таких заказов и непониманием исполнителем требований к изделию.
В этом плане нам есть чему поучиться у европейцев. Где-где, а в Европе кооперация развита очень сильно.
В своё время на заводе разместила заказ одна немецкая фирма. Заказ длился почти год и весь этот год их представитель практически жил на заводе. Он один заменял собой и производственно-диспетчерский отдел и отдел технического контроля. Запомнилась его фраза, ставшая крылатой: «Я понимаю, что у вас в механообрабатывающем цехе работают глухонемые. Но почему в сварочном цехе работают слепые?» (Это было сказано им по поводу качества сварных швов).
Таких немцев у нас, к сожалению, нет. Но тем не менее производственникам приходится не только заниматься производством в своём цехе, но и выезжать на предприятия, делающие для нас работы по кооперации.
Такие вот они – заводские будни.